На этой земле нет ни одного народа, ни племени, в котором бы люди не верили - в какой бы то ни было форме - в какого-то Бога, духа, во что-то, находящееся за пределами их понятий. Это касается и обособленных племен, не соприкасавшихся с другими культурами, и тем более, с Евангелием. Почему так происходит?
Все мы обладаем мыслительной способностью переключаться от удивительных видимых творений на невидимого Творца. Никто не поверит, что автомобиль, часы или хотя бы пуговица или кнопка могли возникнуть сами по себе. Поэтому Павел пишет в Новом Завете: „Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творения видимы, так что они безответны" (Рим. 1:20).
Из творения мы только можем сделать вывод о существовании Бога и судить о Его силе и богатстве мысли, но не о Его характере (например, о Его любви, жизни, милосердии, доброте). Для этого нам дана Библия.
|
По нашим человеческим представлениям мы пытаемся локализовать Бога в пространстве. Подобные попытки наблюдались как у древнеязыческих народов, так и у язычников нашего времени. Греки верили, что их боги обитали на горе Олимп, а германцы поместили их в Вальхалл. Лаплас выразился так: „Я исследовал весь мир, но Бога не нашел".
К подобному выводу пришли и советские космонавты: „Во время моего полета я не встретил Бога" (Николаев, 1962, Восток-3). Все эти высказывания в свете Библии в корне неправильны, ибо Бог вне пространства. Он, создавший пространство, не может быть его частью. Более того. Он пронизывает любую точку пространства, Он вездесущ. Павел поясняет это язычникам-афинянам в ареопаге: „Ибо мы Им живем и движемся и существуем"(Деян. 17:28). Автор псалмов также указывает на эту истину, когда признает: „Иду ли я, отдыхаю ли, Ты окружаешь меня,... и полагаешь на мне руку Твою" (Пс. 138:3+5).
При ответе на вопрос: „Где находится Бог?" нам может помочь математическое представление многомерного пространства (наше пространство имеет три измерения). N-мерное пространство является при этом под множеством (n+1)-мерного пространства. Так, например, четырехмерное пространство не может быть охвачено трехмерным, но полностью пронизывает его. Это положение вещей описывается в Библии, в 3 Царств 8:27: „Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя".
|
Слово "Бог" не является акронимом, т.е. не состоит из начальных букв нескольких слов. Бог открывался людям многими именами, которые своим значением раскрывают Его сущность (следующие места из Библии указывают, когда Бог впервые так Себя назвал):
Элохим (Быт.1:1; слово Бог во множественном числе для выражения сущности Триединого Отца, Сына и Святого Духа.)
Элоах (встречается 41 раз в книге Иова и изредка вдругих местах Ветхого Завета; Бог - форма единственного числа от Элохим)
Эль (Быт. 33:20; Бог Всемогущий)
Эль-Олам (Быт. 21:33; вечный Бог)
Элъ-Шаддай (Быт. 17:1; всемогущий Бог)
Беэр-лахай-рои (Быт. 16:13; Бог, который видит меня)
Яхве (Быт. 2:4; согласно Исх. 3:15 „Я Тот, Кто Я есмь")
Яхве-Рафека (Исх. 15:26; Яхве, твой врач)
Яхве-Нисси (Исх. 17:15; Яхве, мое знамя)
Яхве-Ире (Исх. 22:13-14; Яхве увидит)
Яхве-Шалом (Суд. 6:24; Яхве - мир)
Яхве-Цидкену (Иер. 23:6; Яхве - наша справедливость)
Яхве-Шаммах (Иез. 48:35; Яхве здесь)
Яхве-Рой (Пс. 22:1; Яхве - мой Пастырь)
Яхве-Саваоф (Бог небесного воинства)
Адонай (Быт. 15:2; мой Господь, 134 раза в Ветхом Завете)
|
Адам и Ева - первые люди, созданные Богом, жили с Ним в общении, так что могли видеть Его лицом к лицу. Грехопадение отделило человека от Бога. Бог свят. Он ненавидит всякий грех, поэтому первоначальное общение с Ним было прервано. „Бог живет в неприступном свете" (1 Тим. 6:16), поэтому мы снова увидимся с Ним, когда после смерти войдем в Его обители. Вход туда возможен только через Иисуса Христа: „Никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Иоан. 14:6).
|
Перед грехопадением не было ни смерти, ни страданий, ни боли, ни всего того, что причиняет нам сегодня столько забот. Бог устроил все так, что человек мог жить в идеальных условиях. Человек по своей свободной воле пошел путями, уведшими его от Бога. Мы не в состоянии объяснить, почему Бог предоставил нам такую свободу действий. Но мы приходим к выводу: кто уходит от Бога, тот попадает в беду. В этом мы убеждаемся по сегодняшний день.
Некоторые люди склонны приписывать вину Богу. При этом мы должны помнить, что не Бог виноват, а человек. Когда мы ночью на автомагистрали выключаем фары и становимся виновниками аварии, то не будем же мы обвинять конструктора автомобиля. Он позаботился об устройстве освещения, и если мы преднамеренно отключили его, это наше дело. „Бог есть свет" (1 Иоан. 1:5), и если мы удаляемся от Него во тьму, нельзя жаловаться на Творца, Который создал нас для того, чтобы мы находились в Его близости. Бог есть и остается Богом любви, ибо Он совершил то, что трудно себе представить: Он отдал в жертву единородного Сына, чтобы искупить нас от греха, в который мы впали по своей вине. Иисус говорит о Себе в Иоанна 15:13: „Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих". Существует ли большая любовь? Никогда еще для людей не совершалось ничего большего, чем совершенное на Голгофе: крест является вершиной Божией любви.
Все мы - верующие и неверующие - живем в этом падшем мире, неотъемлемой частью которого является страдание во всех его известных нам формах. Личное страдание остается для нас, однако, непонятным. Почему одному живется хорошо, а другого мучает нужда и тяжелая болезнь? Часто верующему приходится страдать еще больше, чем безбожнику, как об этом пишет автор псалма:
„Я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых. Ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их. На работе человеческой нет их, и с прочими людьми не подвергаются ударам" (Пс. 72:3-5).
Но он дает правильное объяснение своей личной нужде и не рассматривает ее как наказание от Бога за свои грехи. Он не сетует на Бога, наоборот, еще крепче ухватывается за Него:
„Но я всегда с Тобою; Ты держишь меня за правую руку. Ты руководишь меня советом Своим, и потом примешь меня в славу... Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек" (Пс. 72:23-24,26).
|
Когда Бог призвал Адама к ответу после грехопадения, тот указал на Еву: „Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел" (Быт. 3:12). Когда Бог после этого обратился к жене, Ева тоже отвела от себя вину: „Змей обольстил меня, и я ела" (Быт. 3:13).
У нас очень странное отношение к вине: мы отклоняем ее до тех пор, пока не объявляем виновным во всем Бога. И тут происходит невероятное: в Иисусе Бог берет всю вину на Себя: „Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех" (2 Кор. 5:21). Суд Божий за грехи всего человечества совершается над Сыном Божиим. По всей земле сделалась тьма в течение трех часов, ибо Бог действительно оставил Его. „...Он отдал Себя Самого за грехи наши" (Гал. 1:4), чтобы освободить нас от власти греха. Вот проявление любви Божией. Может ли что-то быть лучше Евангельской вести?
|
Многие люди считают, что Бог Ветхого Завета является Богом зла и мести, а в Новом - Богом любви. Это мнение опровергается следующими двумя местами из Ветхого и Нового Завета: в Иеремии 31:3 Бог говорит: „Любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение", а в Новом Завете мы читаем в Евр. 10:31:„Страшно впасть в руки Бога живого". Бог проявляет гнев по отношению ко греху, но Он любит кающегося грешника. Доказательства этому мы находим как в Ветхом, так и в Новом Завете, ибо Бог всегда тот же. У Него: „нет изменения, ни тени перемены" (Иак. 1:17). Так же неизменен и Сын Божий: „Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же" (Евр. 13:8).
Библия богата примерами того, как Бог судит людей за их грехи и как, с другой стороны, Он оберегает Своих. Во время потопа из-за своего зла погибло все человечество, и только восемь человек спаслись. Таким же образом в Судный День погибнет большая часть человечества, потому что идет широким путем в погибель (Матф. 7:13-14). Бог дал Своему народу - Израилю - обетованную землю, но при выходе из Египта отставшие подверглись нападению со стороны амаликитян. Во Второзаконии 25:17-19 амаликитянам объявляется наказание - истребление, которое позднее по указанию Божиему должен был привести в исполнение Саул (1 Цар. 15:3). В Новом Завете Бог наказывает смертью Ананию и Сапфиру, потому что они скрыли правду (Деян. 5:1-11).
Из этих примеров видно, что Бог воспринимает каждый наш грех намного серьезнее, чем мы думаем. И в этом Бог никогда не менялся. Он ненавидит всякий грех и будет судить всякую неправду. И в наше время Он мог бы уничтожить целые народы. Мы, немцы, особенно согрешили перед Богом, потому что во времена третьего рейха в нашей стране была разработана целая программа уничтожения Его народа - Израиля. 40-летнее разделение Германии и утеря ею восточных территорий является явным судом за это. Бог мог бы истребить весь народ, но Его милосердие так велико, что Он не сделал этого; возможно, из-за все еще имеющихся верующих. Содом и Гоморра не были бы стерты с лица земли, было бы там хоть десять праведников (Быт. 18:32).
Тот факт, что суд не всегда тотчас совершается, говорит о милости Божией. Но придет день, когда верующие (2 Кор. 5:10) и неверующие (Евр. 9:27; Откр. 20:11-15) должны будут дать отчет о своей жизни.
|
В Первом послании Иоанна мы читаем, что "...Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы" (1:5). Бог чист и совершен (Мат. 5:48), а ангелы возвещают: „Свят, свят, свят Бог Саваоф" (Ис. 6:3). Он - Отец света (Иак. 1:17), поэтому от Него никогда не может исходить зло. Библия связывает происхождение зла с падением сатаны, который был прежде херувимом, ангелом света, но пожелал стать „подобным Всевышнему" (Ис. 14:14). В книге Иезекииля 28:15 описана его гордость и падение:
„Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззаконие. От обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней. От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю..."
Первые люди поддались искушению и вследствие этого попали в рабство греха. Зло, таким образом, проникло в это творение. Очевидно, сатане удалось таким путем ворваться в этот мир: „...Потому что наша брань не против крови и плоти, а против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных" (Еф. 6:12).
|
Мы не можем постичь Бога своим разумом. Он вне пространства и времени, Он непостижим, поэтому уже первая заповедь запрещает делать изображение Бога. Но Он „...не переставал свидетельствовать о Себе..." (Деян. 14:17); Он явил Себя нам. Он Един и в то же время Он Триедин.
1. Единый Бог: Нет другого Бога, как только Бога Авраама, Исаака и Иакова (Исх. 3:6): „Я первый, и Я последний, и кроме Меня нет Бога" (Ис. 44:6). „Прежде Меня не было Бога, и после Меня не будет. Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня" (Ис. 43:10-11). Поэтому заповедь гласит: „Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим" (Исх. 20:3). Изображения богов в различных религиях - ничтожества: „Ибо все боги народов - идолы, а Господь небеса сотворил" (Пс. 95:5); они „ветер и пустота" (Ис. 41:29).
2. Триединый Бог: в то же время Бог предстает пред нами в трех лицах. Речь идет не о трех различных богах, а - как это подтверждается многими местами Библии (например, 1 Кор. 12:4 - 6; Еф. 1:17; Евр. 9:14) - о триединстве воли, действия и сущности Божией. Этот триединый Бог представлен в трех лицах: Бог Отец - Иисус Христос, Божий Сын - Святой Дух. Очень ясно и отчетливо проявляется это в повелении крещения (Мат. 28:19). Нигде не встречающееся в Библии выражение „Троица" является человеческой попыткой выразить одним словом эту Божию тайну.
В Иисусе Бог стал человеком: „И Слово стало плотью" (Иоан. 1:14). Бог стал видимым, слышимым, осязаемым (1 Иоан. 1:1) и постижимым верою (Иоан. 6:69). Бог послал нам Господа Иисуса „для веры" (Рим. 3:25). Поэтому Иисус играет для нас особую роль. Мы будем иметь спасительную веру только тогда, когда поверим в Иисуса. Он пострадал за нас на кресте, Он искупил нашу веру. Он дорого заплатил за нас (1 Пет. 1:18), поэтому мы должны призывать Его имя, чтобы спастись (Рим. 10:13). Через Иисуса мы имеем доступ к Отцу (Иоан. 14:6) и можем как дети говорить Ему „Отче наш" (Рим. 8:15). Иисус является Сыном Божиим, у Него общая сущность с Отцом: „Я и Отец - одно" (Иоан. 10:30), поэтому Он мог сказать: „Видевший Меня видел Отца" (Иоан. 14:9). Фома говорит Воскресшему: „Господь мой и Бог мой!" (Иоан. 20:28). Божественность Иисуса и единство сущности с Отцом можно далее подтвердить следующими именами и деяниями Иисуса: Творец (Ис. 40:28 - Иоан. 1:3); Свет (Ис. 60:19-20 - Иоан. 8:12); Пастырь (Пс. 22:1 - Иоан. 10:11); Начало и конец (Ис. 41:4 - Отк. 1:17); Прощающий грехи (Иер. 31:34 - Мар. 2:5); Создатель ангелов (Пс. 148:2,5 - Кол. 1:16); Ему поклоняются ангелы (Пс. 148:2 - Евр. 1:6). Равенство Иисуса с Отцом подчеркивается и в Филиппийцам 2:6. Приняв образ человека, Он был в полной зависимости и послушании Отцу. В связи с принятием Иисусом образа человека отчетливо прослеживается иерархия между Отцом и Сыном: как жене глава - муж, так и Христу глава - Бог (1 Кор. 11:3). Теперь же Он воссел одесную Бога и является подобием Его сущности (Евр. 1:3). Отец дал Сыну всю власть как на небе, так и на земле (Мат. 28:18), а также передал ему право судить мир (Иоан. 5:22), ибо все покорил под ноги Его (1 Кор. 15:27). И, наконец, написано: „Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем" (1 Кор. 15:28).
Дух Святой тоже является Божией личностью, но с другими функциями, нежели Сын Божий. Он наш Утешитель (Иоан. 14:26) и Ходатай, Он раскрывает нам библейские истины (Иоан. 14:17), когда мы не знаем как молиться, то Он должным образом ходатайствует о нас перед Богом (Рим. 8:26), и без Него мы вообще не можем познать Иисуса как личного Спасителя и Господа (1 Кор. 12:3).
Молитва: Иисус научил Своих учеников, а тем самым и нас, как надо молиться Отцу (Мат. 6:9-13), и когда апостол Иоанн в страхе падает ниц перед ангелом, желая поклониться ему, посланник Божий решительно отвергает это: „...ибо я сослужитель тебе; ... Богу поклонись!" (Отк. 22:9). Обращаться в молитве к Иисусу не только возможно, но с приходом Его на нашу землю является повелением. Он Сам сказал Своим ученикам: „Доныне вы ничего не просили во имя Мое" (Иоан. 16:24), и „если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю" (Иоан. 14:14). В послании к Колоссянам 3:17 сказано, как следует говорить, вести себя и молиться Христу: „И все, что вы делаете словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца". Иисус - единственный посредник между Богом и человеком (1 Тим. 2:5), поэтому мы можем обращаться к Нему в молитве. Первомученик Стефан представлен в качестве примера „мужа, исполненного Святого Духа" (Деян. 7:55). Он молился Иисусу: „Господи Иисусе! Приими дух мой" (Деян. 7:59). Во время Своего пребывания на нашей земле Иисусу поклонялись как Богу, и Он воспринимал это как должное: прокаженный (Мат. 8:2), исцеленный слепорожденный (Иоан. 9:38) и ученики (Мат. 14:33) пали (преклонились) пред Ним. Это, по Библии, является высшей формой поклонения.
|
Учение - это, по определению, восприятие новых знаний. Поскольку Богу все известно (Пс. 138:2-4; Иоан. 16:30), для Него нет ничего нового. Являясь Богом пространства и времени, Он знает и прошлое, и будущее. Мы же, наоборот, остаемся учениками. В Своем всеведении Бог через Библию пророчески говорит нам о грядущих событиях.
|
Сообщение о приходе Иисуса в этот мир является удивительнейшим пророчеством. В Ветхом Завете подробно наперед говорится
- о месте Его рождения, Вифлееме,
(Мих. 5:2 = Лук. 2:4-7)
- о Его родословной
(2 Цар. 7:8-12,16 = Мат. 1:1-17)
- Его божественном
(Пс. 2:7; 2 Цар. 7:14 = Евр. 1:5)
и человеческом происхождении
(Дан. 7:13 = Лук. 21:27)
- Его деятельности
(Ис. 42:7 = Иоан. 9)
- цели Его прихода
(Ис. 53:4-5 = Мар. 10:45)
- о том, что Он будет предан за 30 серебренников
(Зах. 11:12 = Мат. 26:15)
- о Его страдании и крестной смерти
(Пс. 21 = Лук. 24:26)
- а также о Его воскресении
(Ос. 6:1-2 = Лук. 24:46)
Учитывая, что последнюю книгу Ветхого Завета и новозаветний период разделяет отрезок времени в 400 лет, исполнившиеся пророчества о Христе приобретают особый вес при ответе на этот вопрос.
То, что Иисус жил на этой земле, подтверждают и внебиблейские источники, как например, римский историк Тацит, римский вельможа при дворе императора Адриана Светоний, римский наместник Вифинии, в Малой Азии Таллус и другие. Приводим запись известного еврейского историка Иосифа Флавия (род. 37 г. после р.Х.):
„В это время жил Иисус, мудрый человек, если Его вообще можно назвать человеком. Он совершал невероятные дела и учил народ, который с радостью воспринимал Его истины. К Нему примкнуло много евреев и язычников. Он был Христос. И хотя Пилат, по настоянию наших старейшин, приговорил его к крестной смерти, Его бывшие ученики остались верны ему. Ибо Он явился им живым на третий день, как предсказали ранее об этом и многих других замечательных делах Иисуса Божий пророки" (Иудейские Древности ХVIII.3.3).
Сам Бог подтверждает, что Иисус - Сын Божий (при крещении: Мат. 3:17; на горе Преображения: Мар. 9:7), и ангел провозглашает Его рождение как Сына Всевышнего (Лук. 1:32). Господь Иисус признает Себя Сыном Божиим на допросе у первосвященника (Мат. 26:63-64 и Лук. 22:70), об этом же свидетельствуют различные люди из Библии:
- Петр: „Ты - Христос, Сын Бога живого"
(Мат. 16:16).
- Иоанн: „Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге"
(1 Иоан. 4:15).
- Павел: „Я жив верою в Сына Божия"
(Гал. 2:20).
- Марфа из Вифании: „Верую, что Ты Христос Сын Божий, грядущий в мир"
(Иоан. 11:27).
- Нафанаил: „Равви! Ты - Сын Божий"
(Иоан. 1:49).
- Римский сотник у креста: „Воистину Он был Сын Божий"
(Мат. 27,54).
- Министр финансов Эфиопии: „Верю, что Иисус Христос есть Божий Сын"
(Деян. 8:37).
Дьявол тоже знает, что Иисус - Сын Божий (Мат. 4:3,6), так же, как и демоны (Мат. 8:29).
То, что Иисус был Сыном Божиим, возмущало фарисеев и первосвященников (Мар. 14:53-65), а также разъяренную толпу (Иоан. 19:7), да это и по сегодняшний день является для евреев и мусульман камнем преткновения. Однако, Он не может быть нашим Спасителем и Господом, будучи только „братом" (Шалом Беч Хорин), „сыном из сынов" (Царнт), хорошим человеком или общественным реформатором, но только когда Он действительно является Сыном Божиим (Мат. 16:16).
|
|
Меню сайта
Статистика
Поиск по Библии
Облако тегов
Новости
|