Библейский Израиль

Воскресенье, 24.11.2024, 11:06

Приветствую Вас Гость Главная | Вопросы по Библии | Регистрация | Вход

Главная » Вопросы по Библии » Вопросы о жизни и вере

Наша жизнь существует не потому, что мы являемся результатом эволюционного развития, а потому что Богу угодно было создать людей. Библия нигде не сообщает причины сотворения человека типа: Бог был одинок; деятельность доставляла Богу радость; Бог желал иметь собеседника, или Бог хотел создать творение, чтобы любить его. В Бытие 1:26-27 говорится о желании Бога сотворить человека и о выполнении этого решения: „И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему... и сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их". Это значит, что мы желанные существа. Следовательно, мы не являемся ни „космическими бездельниками" (Ф. Ницше), ни „бродягами на краю Вселенной" (Ж. Аоно), ни какими-то выродками из мира животных, а являемся непосредственным результатом Божиего творческого акта. Далее Библия говорит, что Бог возлюбил нас: „Любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение" (Иер. 31:3), или: „Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную" (Иоан. 3:16). Эта цитата указывает и на то, что мы предназначены для вечной жизни.


Мы, люди, являемся единственными земными существами, которые задаются вопросами о смысле бытия. Нас волнуют три основных вопроса: откуда я? Для чего я живу? Куда я иду? Над этим размышляли многие. Философ Ганс Ленк из Карлсруэ подчеркивает, что от философии не следует ожидать каких-либо ответов. Он пишет:

„Философия редко дает окончательные решения содержательных вопросов; она является дисциплиной постановки проблем, а не наукой, выявляющей сущности и получающей результаты. Для нее новая проблемная перспектива гораздо важнее, чем хотя бы частичное решение традиционного вопроса".

Поэт Герман Гессе пишет: „Жизнь бесцельна, ужасна, глупа и все же чудесна - она не смеется над человеком, но ей до него столько же дела, сколько до дождевого червя". Французская писательница экзистенциалистского направления, атеистка Симона де Бовуар запуталась в бесцельности жизни: „Какой же смысл имеет жизнь, если она радикально уничтожается, превращается ничто! К чему она тогда была? В конечном счете бессмысленно все: красота жизни, поступки людей, решительно все. Жизнь абсурдна". Такие науки, как психология, биология, медицина тоже не могут дать нам ответ, так как вопрос о смысле не входит в их компетенцию.

Некоторые люди видят смысл их жизни в том, что они:

  • хотят творить добро: многие лелеют эту гуманную идею, не являющуюся еще чисто христианской. Хотя христианам тоже поручено делать добро (Гал. 6:10; 2 Фес. 3:13), однако творящий добро еще не является христианином.
  • хотят стать знаменитыми: спортсмены стремятся получить звание чемпиона мира и завоевать золотые медали. Деятели искусства ищут признания на сценах мира.
  • хотят создать себе бессмертие, продолжить свою жизнь в детях или в обществе (например, путем основания учреждений, носящих их имя). Другие желают увековечить себя в стихах, мемуарах, дневниках.

Не следует забывать: всякая мирская слава кратковременна. После смерти мы ничего от нее не имеем, ибо там, куда мы идем, „нет более части во веки ни в чем, что делается под солнцем" (Еккл. 9:6). Если жизнь наша сотворена Богом, то она может иметь смысл только тогда, когда прожита с Богом и под Его руководством. Сердце человека - даже если бы оно обладало всем счастьем этого мира - осталось бы неспокойным, пустым и неудовлетворенным: если бы не нашло мира в Боге. Поэтому спросим у Бога, в чем заключается смысл жизни. Кратко сформулируем это в трех пунктах:

1. Бог хочет, чтобы мы уверовали. Без спасительной веры в Господа Иисуса Христа мы погибнем. Поэтому Павел сказал темничному стражу в Филиппах: „Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой" (Деян. 16:31). В этом смысле „Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины" (1 Тим. 2:4). Поскольку это спасение имеет первостепенное значение для всякой человеческой жизни, Господь Иисус прежде всего сказал расслабленному: „Прощаются тебе грехи твои!" (Мат. 9:2). Спасение души, с точки зрения Бога, имеет преимущество перед исцелением телесным.

2. Когда мы спасены, мы служим Богу: „Служите Господу с веселием!" (Пс. 99:2). Как последователи Иисуса, мы должны так построить свою жизнь, чтобы спасать других (Мат. 28:19).

3. „Люби ближнего своего, как самого себя" (Мат. 22:39). Этой заповедью Бог обязывает нас любить не только тех, кто живет в Африке или в Чили, но и тех людей, которые непосредственно вверены нам: супруга или супругу, детей, родителей, соседей, товарищей по работе. Библия предвидит, что мы любим самих себя, но эта любовь должна распространяться и на ближних.

То, что мы сделали в вере из перечисленного в пунктах 2 и 3, Библия называет плодами нашей жизни. В отличие от всех преходящих достижений, плод любви пребывает (Иоан. 15:16). Бог хочет видеть их в конце нашей жизни и спрашивает нас, что мы сделали с доверенными нам „талантами" (жизнью, временем, деньгами, дарованиями) (Лук. 19:11-28). Даже чаша холодной воды, поданная во имя Иисуса, имеет значение для вечности (Мат. 10:42).



Кто всем сердцем уверовал в Иисуса Христа, у того сразу будет заметна перемена в жизни. Для обновленной жизни характерны три следующих момента:

1. Разрыв с грехом. После покаяния человек получает прощение и в обновленной жизни решительно порывает с грехом. Как возрожденные христиане, мы не безгрешны, но то, что раньше казалось нормальным явлением, теперь для нас несчастный случай. Соблюдение заповедей, которые задуманы не как запреты, а как советы для успешной жизни, решающим образом изменяет нашу жизнь. Этой новой ориентацией мы проявляем нашу любовь к Богу (1 Иоан. 5:3), а для окружающих нас людей мы становимся „письмом Христовым" (2 Кор. 3:3).

2. Повседневная жизнь в вере. Верующий в Христа и, следовательно, систематически читающий Библию, найдет в ней много полезных советов на все случаи жизни, некоторые из которых приводятся ниже. Поскольку в этом разделе речь идет, в основном, о земном аспекте веры, то ветхозаветние книги Притч и Екклесиаст цитируются особенно часто. Мы находим в них наставления по отношению к себе (а) и в отношении того, как поступать с людьми (б):

а) По отношению к себе:

  • Тело
    (Рим. 13:14; 1 Кор. 3:17; 1 Кор. 6:19)
  • Пища и питие
    (Пр. 23:20)
  • Пища до грехопадения
    (Быт. 1:29)
  • Пища после потопа
    (Быт. 9:3-4; 1 Кор. 8:8; Кол. 2:16; 1 Тим. 4:3-5)
  • Сон
    (Пс. 4:9; Пр. 6:6-11; Пр. 20:13; Еккл. 5:11)
  • Необходимый труд
    (Исх. 20:9-11; Исх. 23:12; Пр. 6:6-11; Пр. 14:23; Пр. 18:9; Пр. 21:25; Еккл. 3:13; Еккл. 10:18; 2 Фес. 3:10)
  • Труд как жизненный принцип
    (Еккл. 2:3-11)
  • Оплата труда
    (Ис. 65:23; Иер. 22:13; Лук. 10:7)
  • Свободное время
    (Пр. 12:11)
  • Зарабатывание средств на жизнь
    (Еккл. 4:6; 1 Тим. 6:6-8; Евр. 13:5)
  • Земные устремления
    (Еккл. 2:2-11)
  • Собственность
    (Мат. 6:19; Пр. 10:22)
  • Богатство
    (Пр. 11:28; Пр. 13:7; Пр. 14:24; Еккл. 5:18)
  • Строительство дома
    (Пс. 126:1; Иер. 22:13)
  • Спорт
    (1 Кор. 9:24-25; 1 Тим. 4:8)
  • Заботы
    (Пс. 54:23; Пр. 12:25; Фил. 4:6; 2 Тим. 2:4; 1 Петра 5:7)
  • Секс в супружеской жизни
    (Пр. 5:18-19; Еккл. 9:9; 1 Кор. 7:3-6)
  • Секс вне супружеской жизни
    (Пр. 5:20-23; Пр. 6:24-32; Иер. 5:8-9; Евр. 13:4)
  • Грех
    (Быт. 4:7; Пс. 64:4; Плач Иер. 3:39; Иоан. 20:23; 1 Иоан. 1:9; 1 Иоан. 5:17; Евр. 12:1)
  • Алкоголь
    (Пс. 103:15; Пр. 23:29-35; Пр. 20:1; Еф. 5:18; 1 Тим. 5:23)
  • Речь
    (Пс. 118:172; Пр. 12:14,22; Пр. 14:3-5; Пр. 18:20-21; Пр. 25:11; Еф. 5:19; Кол. 4:6; Иак. 1:19; Евр. 13:16)
  • Искушение
    (1 Пет. 1:6-7; Иак. 1:2,12)
  • Угрызения совести
    (1 Иоан. 3:20)
  • Гнев
    (Еф. 4:26)
  • Время
    (Лук. 19:13; 1 Кор. 7:29; Еф. 5:16)
  • Устремления души - чувствования
    (Фил. 2:5)
  • Сны
    (Еккл. 5:6)
  • Радость
    (Пс. 117:24; Пр. 15:13; Пр. 17:22; Фил. 4:4; 1 Фес. 5:16)
  • Добро по отношению к самому себе
    (Мат. 22:39)
  • Точная мера
    (Пр. 11:1.24; Пр. 20:10)
  • Собственная философия или религия
    (Пр. 14:12)
  • Юность
    (Пс. 118:9; Еккл. 12:1)
  • Старость
    (Пс. 70:9)
  • Смерть
    (Иов. 14:5; Пс. 87:4; Еккл. 8:8)

Как вести себя в следующих случаях:

  • Болезнь
    (Еккл. 7:14; Иак. 5<.14-16)
  • Нужда
    (Пс. 45,2; Пс. 49,15; Пс. 76,3; Пс. 72,21-28; Пс. 106:6-8; Фил. 4:19)
  • Депрессии
    (Пс. 41:6; Пс. 118:25)
  • Страх человеческий
    (Пс. 55:12; Пс. 117:6.8; Пр. 29:25)
  • Несчастье
    (Ис. 45:7; Плач Иер. 3:31-37; Амос 3:6)
  • Повседневные заботы
    (Еккл. 9:10; Кол. 3:17)
  • Даяния
    (Пр. 11:24-25; Еккл. 11:1; Мал. 3:10; 2 Кор. 9:6-7)
  • Принятие залога
    (Исх. 22:25-26)
  • Поручительство
    (Пр. 6:1-3; Пр. 11:15; Пр. 17:18)
  • Поиски путеводителя
    (Пс. 36:5; Пс. 85:11; Пс. 118:105)
  • Поиски спутника жизни
    (Песни Песн. 3:1; Ам. 3:3; 2 Кор. 6:14)
  • Страдание за правду
    (1 Пет. 3:14)
  • Лжеучения
    (Кол. 2:8; 2 Пет. 3:17; 1 Иоан. 4:6)
  • Намерения
    (Еккл. 9:10; Фил. 4:13; Кол. 3:23)

б) Как вести себя по отношению к другим людям:

  • Супруг
    (Еф. 5:22-28; 1 Пет. 3:1-7; Евр. 13:4)
  • Дети
    (Втор. 6:7; Пр. 13:1; Еф. 6:4; Кол. 3:21; 1 Тим. 3:12)
  • Родители
    (Исх. 20:12; Пр. 6:20; Пр. 30:17; Еф. 6:1-3)
  • Друзья
    (Мих. 7:5)
  • Богобоязненная и добродетельная жена
    (Пр. 12:4а; Пр. 31:10-31)
  • Сварливая и распущенная жена
    (Пр. 11:22; Пр. 12:4; Пр. 21:19)
  • Враги
    (Пр. 25:21-22; Пр. 24:17; Мат. 5:22.44; Рим. 12:14)
  • Злые люди
    (Пр. 1:10; Пр. 24:1-2; 1 Пет. 3:9)
  • Глупцы
    (Пр. 9:8; Пр. 23:9)
  • Верующие
    (Рим. 12:10; Гал. 6:2.10; Еф. 4:32; Фил. 2:4; 1 Пет. 3:8-9)
  • Далекие от веры
    (Мат. 10:32-33; Деян. 1:8; Кол. 4:5; 1 Пет. 2:12,15)
  • Советчики
    (Пр. 15:22)
  • Окружающие
    (Мат. 22:39; Гал. 6:10; 1 Иоан. 4:17-18)
  • Наставники в вере
    (Евр. 13:7)
  • Больные
    (Мат. 25:36; Иак. 5:14-16)
  • Врач и лекарства
    (Мат. 9:12; 1 Тим. 5:23)
  • Пришельцы и гости
    (Мат. 25:35; Рим. 12:13; Евр. 13:2)
  • Бедные
    (Пр. 3:27; Пр. 19:17; Мат. 25:34-40)
  • Заблуждающиеся
    (Иак. 5:19)
  • Лжеучители
    (1 Иоан. 4:1-3; Иуда 23)
  • Сомневающиеся
    (Иуда 22,23)
  • Радующиеся или скорбящие
    (Пр. 17:22; Рим. 12:15)
  • Вдовы
    (1 Тим. 5:3; Иак. 1:27)
  • Старцы
    (Лев. 19:32; Пр. 23:22; 1 Тим. 5:1,2)
  • Умершие
    (Еккл. 9:5-6)

в) Как относиться к:

  • Церкви
    (Деян. 2:42; Евр. 10:25)
  • творению
    (Быт. 1:28)
  • государству
    (Мат. 22:21; Рим. 13:1-7; 1 Пет. 2:13)
  • Израилю
    (Зах. 2:8)

3. В мире, но не от мира. Господь Иисус определил сферу деятельности верующего во Христа следующим образом: „...а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир" (Иоан. 15:19). Верующий в Иисуса, хотя и живет в этом мире, как все другие, но его жизнь помимо тех сторон, которых касался пункт 2, имеет вечную составляющую, которая выражается в его связи с Богом Отцом и Его Сыном и в духовном поведении:

а) Отношение к Богу и Иисусу Христу:

  • любить Бога
    (Втор. 6:5; Пс. 30:24; Мат. 22:37)
  • познавать Его
    (Пс. 45:11)
  • верить в Него
    (Евр. 11:6)
  • думать о Нем
    (Пр. 3:5-6; Еккл. 12:1)
  • выполнять Его заповеди
    (Пр. 12:13; Мих. 6:8)
  • благодарить Его
    (Пс. 106:8; Еф. 5:20; Кол. 4:2)
  • прославлять Его
    (Пс. 102:1-2; Еф. 5:19)
  • воспевать Его
    (Пс. 67:5; Пс. 95:1)
  • призывать Его в нужде
    (Пс. 49:15)
  • поклоняться Ему
    (Мат. 4:10)
  • приближаться к Нему
    (Иак. 4:8)
  • любить Господа Иисуса
    (Иоан. 21:16; 2 Кор. 5:6; 2 Тим. 4:8)
  • призывать Его
    (Деян. 7:58; Рим. 10:13)
  • прославлять Его
    (Отк. 5:12)
  • принять Его
    (Иоан. 1:12)
  • верить в Него
    (Мар. 16:16; Иоан. 11:25-26; Деян. 16:31; 1 Моан. 3:23)
  • расти в Его познании
    (Еф. 4:13)
  • слушаться Его
    (2 Кор. 10:5; 1 Пет. 1:22)
  • следовать за Ним
    (Лук. 14:27; Лук. 14:33)
  • служить Ему
    (Еф. 6:7)
  • иметь общение с Ним
    (Иоан. 15:2; 1 Кор. 1:9; 1 Кор. 11:23-29; 1 Иоан. 1:3)
  • пребывать в Нем
    (Иоан. 15:4)
  • молиться Ему и во имя Его
    (Иоан. 14:13-14; Деян. 7:58; Еф. 5:20)

б) Духовная работа и поведение:

  • отдавать приоритет Царствию Божиему
    (Мат. 6:33; Кол. 3,2)
  • работать на ниве Божией
    (Пс. 125:5-6; Лук. 19:13)
  • приносить духовные плоды
    (Гал. 5:22; Еф. 5:9)
  • собирать сокровища на небесах
    (Мат. 6:20)
  • распространять Слово Божие
    (2 Кор. 5:20; 1 Фес. 1:8)
  • делать угодное Богу
    (Еф. 5:10; 1 Фес. 2:4)
  • проповедовать Евангелие
    (Мат. 28:19-20; Фил. 1:27; 1 Тим. 6:12)
  • быть в общении с верующими
    (Мат. 18:20; Деян. 2:42)
  • освящаться
    (1 Фее. 4:3; 2 Фес. 2:13; Евр. 12:14)
  • читать Библию
    (Иис. Н. 1:8; Пс. 118:162; Кол. 3:16)
  • иметь духовные цели
    (Фил. 3:14)

Различаются три вида сновидений:

1. Сны от Бога. В Библии говорится о некоторых сновидениях, посредством которых Бог говорил с людьми (например с Иосифом: Мат. 1:19-25). В этих случаях человек, видящий сон, либо узнавал Бога как непосредственно пославшего сон (например Соломон: 3 Цар. 3:5-15; Даниил: Дан. 7), либо Бог посылал истолкователя Своей вести (например Иосиф истолковал в темнице сны хлебодара и виночерпия: Быт. 40). Сновидения, в которых с нами говорит Бог, можно распознать по тому, что они не отягощают и не пугают; они вскоре могут проявиться в виде особой помощи в каких-то жизненных ситуациях. Однако, такая форма откровения Бога, как подсказывает опыт, происходит в исключительных случаях.

2. Сны, не имеющие значения. Большинство сновидений бывает мимолетными и ничего не значащими, как об этом говорится в Иов. 20:8: „Как сон, улетит, и не найдут его; и, как ночное видение, исчезнет." Не следует пытаться толковать сны: „Вещуны видят ложное и рассказывают сны лживые" (Зах. 10:2). На помощь приходит следующее объяснение из апокрифической книги Сирах 34:1-8:

„Пустые и ложные надежды - у человека безрассудного, и сонные грезы окрыляют глупых. Как обнимающий тень или гоняющийся за ветром, так верящий сновидениям. Сновидения совершенно то же, что подобие лица против лица. От нечистого что может быть чистое, и от ложного что может быть истинное? Гадания и приметы и сновидения - суета, и сердце наполняется мечтами, как у рождающей. Если они не будут посланы от Всевышнего для вразумления, не прилагай к ним сердца твоего. Сновидения ввели многих в заблуждение, и надеявшиеся на них подверглись падению".

3. Сновидения как еще не осмысленные переживания. Из подсознательного, недоступного осознанной воле и разуму, могут подниматься сновидения, обусловленные различными жизненными ситуациями: непреодоленные страхи, непризнанная вина, не вполне преодоленные переживания (например, переживания в связи с войной, волнения в связи с экзаменом, кризисы в супружеской жизни). Задавшего этот вопрос, по-видимому, мучают сны такого рода. Освободиться от них можно через заботливое душепопечение. Поскольку в большинстве подобных случаев все связано с чувством вины, лучший выход из положения - обрести прощение.



Прежде чем назвать это слово, Библия знакомит нас с его происхождением (Быт. 3:1-13). Она не начинает с теории, но знакомит с практической стороной этого вопроса и делает отсюда выводы. Грех проник в этот мир через искусительный вопрос: „Подлинно ли сказал Бог?" (Быт. 3:1). Следовательно, грех есть действие, противопоставленное воле Божией. Лучшим зеркалом для распознания своей греховности являются десять заповедей (Исх. 20:1-17) и Нагорная Проповедь Иисуса (Мат. 5-7). Живя без слова Божия, мы не знаем Его волю и, следовательно, автоматически и постоянно будем жить во грехе. Впервые встречающееся в Библии слово грех (евр. хаттат, Быт. 4:7) означает уклонение от цели, точно так же переводится греческое слово хамартиа. Другие значения этого слова: свернуть с пути, извращение (евр. авон), злость, подлость (евр. раа), насилие (евр. хамас), злонамерение (евр. реша). Любая неправедность есть грех: „Горе тому, кто строит дом свой неправдою" (Иер. 22:13). В Новом Завете мы находим подобное определение греха: „А все, что не по вере, грех" (Рим. 14:23). Беццель определяет грех как замыкание человека на самого себя. В Иоанна 16:9 Иисус идентифицирует грех с неверием в Него: „.., что не веруют в Меня." Грех является величайшей преградой в отношениях между Богом и человеком. Кто не исправит свой путь через покаяние и обращение (1 Иоан. 1:9), тот испытает на себе последствия отклонения от пути: „Ибо возмездие за грех - смерть" (Рим. 6:23). У многих людей на первом месте стоит вопрос о здоровье, но они упускают из вида самое страшное: смертельную болезнь - грех.



Чтобы ответить на эти, в настоящее время становящиеся все более жгучими, вопросы, изложим пять библейских положений. Воспользуемся одним из основных принципов толкования Библии, при котором решение проблемы основывается не на одном единственном месте, а подкрепляется несколькими контекстами (см. принципы "Следует всегда учитывать..." и "Некоторые библейские учения..." в Приложении):

1. Брак и пол. При сотворении человека Бог установил брак. Это было его волей и добрым замыслом: „Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему" (Быт. 2:18). Брак предусмотрен как пожизненное общение (Мат. 19:6), и поэтому церковное сочетание включает фразу „пока смерть не разлучит вас". При учреждении этого Богом установленного общения мужчины и женщины Творец сказал: „Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть" (Быт. 2:24). „Одна плоть" предполагает физическое единение, половую жизнь. Однако этим не исчерпывается смысл этого выражения, оно подразумевает всего человека, в том числе, его душу и дух. Два человека с различными до сих пор жизненными путями вступают в самое тесное общение, какое только существует. Они становятся „одно" в своих ощущениях, мыслях, как духовно, так и физически. Пол есть дар Божий, и супружеские сношения, по мнению Библии, служат не только средством деторождения:

„Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим"
(1 Кор. 7:5).

„Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей, любезною ланию и прекрасною серною; груди ее да упоявают тебя во всякое время; любовью ее услаждайся постоянно!"
(Пр. 5:18-19).

„Наслаждайся жизнью с женою, которую ты любишь"
(Еккл. 9:9).

Библия дает советы относительно правильного отношения к сексуальности. Она отмежевывается как от чопорности (Песн. Песн. 4), так и от сладострастия (Иер. 5:8); условиями и рамками являются любовь и уважение (Кол. 3:19; 1 Пет. 3:7).

2. Брак и Церковь, как Божий установления. В нашем мире существует много форм человеческого общения, из которых брак и семья, церковь и государство (Рим. 13:1-7) - от Бога. Церковь же Иисуса Христа и брак являются особыми установлениями Божиими и, следовательно, вопреки мнению некоторых, ни в коем случае не человеческими изобретениями, оба они злословятся в этом безбожном мире (1 Тим. 4:3; Отк. 2:9). Со времени сотворения мира не существовало ни одной человеческой культуры без семьи. Она никогда не отживала и всегда будет жить, вопреки разрушительным тенденциям в общественном мнении и неправильным семейным отношениям, ибо она создана для человека и находится под Божиим попечительством. Точно так же и Церковь, по обетованию Божию, не смогут одолеть врата ада (Мат. 16:18).

3. Брак как прообраз. Библия часто отождествляет веру и отношения между Богом и человеком с супружескими отношениями. „Как юноша сочетается с девою,... и как жених радуется о невесте, так будет радоваться о тебе Бог твой" (Ис. 62:5). Поэтому брак является прообразом (греч. мюстерион = тайна) отношения Христа к Своей Церкви: „Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее... так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя" (Еф. 5:25,28). Об этой аналогии Слово Божие говорит нам: „Тайна сия велика!" (Еф. 5:32). Из того, что брак есть прообраз вечного общения со Христом, следует, что брак есть общение на всю жизнь. Всякий развод искажает Божьи представления и разрушает таинство. Поэтому понятна бескомпромиссная позиция Иисуса в вопросе о разводе: „Так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает" (Мат. 19:6 и далее 7-9).

4. Блуд как прообраз. Если супружеская жизнь, основанная на любви и верности, является образом отношения Бога к Своему народу, то, следовательно, отступничество от Бога и поклонение чужим богам и идолам Библия называет прелюбодейством или блудом:

„Видел ли ты, что делала отступница, дочь Израиля? Она ходила на всякую высокую гору и под всякое ветвистое дерево, и там блудодействовала. И явным блудодейством она осквернила землю, и прелюбодействовала с камнем и деревом"
(Иер. 3:6,9).
„Видел я прелюбодейство твое и неистовые похотения твои, твои непотребства и твои мерзости на холмах в поле"
(Иер. 13:27).

5. Что такое блуд? Для слов блуд и разврат в Новом Завете используется одно выражение (греч. порнейа), которое мы встречаем в слове „порнография". Слово „развратный" (греч. парнос) употребляется в Новом Завете, с одной стороны, по отношению к блудникам и гомосексуалистам (например, 1 Кор. 6:9, - см. ниже), с другой стороны, как родовое понятие для обозначения всякого удовлетворения полового влечения вне установленного Богом супружеского общения (например, 1 Кор. 6:18; 1Фес. 4:3). Сюда относятся:

  • добрачные половые связи (Втор. 22:28)
  • интимные связи с чужой женой (Лев. 18:20; Иер. 5:8-9; Мат. 5:32)
  • гомосексуализм (Быт. 19:5; Рим. 1:26-27; 1Тим. 1:10)
  • кровосмешение (1 Кор. 5:1)
  • скотоложство (Лев. 18:23)

Занимающихся блудом и развратом ждет суровая кара Божия:

„Ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники... Царства Божия не наследуют"
(1 Кор. 6:9-10).
„Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог"
(Евр. 13:4).
„А вне - ...любодеи и убийцы, и идолослужители и всякий любящий и делающий неправду"
(Отк. 22:15).

Выводы: В этих библейских принципах мы находим ответы на заданные нам вопросы. Сожительство не состоящих в браке партнеров, так же как и добрачные или внебрачные половые связи Библия характеризует как блуд и предупреждает, что таковые Царства Божия не наследуют, если только не порвут с грехом и не покаются (ср. в приложении "К вопросу о подходе...").

Какой момент считается началом супружеской жизни? По мере того, как люди все более отдаляются от заповедей Божиих, все чаще и чаще наблюдается, что незамужние пары живут вместе, образуя подобный супружескому, но „свободный" союз. Они, однако, не являются супругами, хотя некоторые и не видят разницы между таким сожительством и браком. В ранее разобранном пункте 5 мы уже подчеркнули, что Бог осуждает такие отношения.

Из Библии мы узнаем, что началом брака считается:

  • не намерение четы начать совместный жизненный путь. Иаков хотел жениться на Рахили. Когда он отслужил положенные до свадьбы семь лет, Иаков сказал своему тестю Лавану: „Дай жену мою; потому что мне уже исполнилось время, чтобы войти к ней" (Быт. 29:21). Здесь уже шла речь о половых отношениях. Из контекста следует:
    а) до супружества Иаков не имел с Рахилью половых отношений;
    б) брак их вступал в силу со дня свадьбы.
  • не тот факт, что между четой имелись половые сношения. В Израиле существовал порядок: если мужчина опорочит девицу, он был обязан жениться на ней и, по обычаю того времени, уплатить выкуп (Втор. 22:28-29). Интимные отношения до момента официального заключения брака были запрещены.

Определение начала супружества: брак считается действительным (в том числе и перед Богом) с момента, когда муж и жена прошли через официально установленный в их обществе ритуал заключения брака. Это определение становится понятным на примере описанных в Библии свадеб. Оно основано на следующем принципе толкования Библии: из множества отдельных событий присущее им общее принимается за библейское учение. Это определение применимо как в любом отдаленном племени с его собственными, официально признанными в нем церемониями, так и в нашем обществе с учрежденными у нас бюро ЗАГС.

Во всех случаях важно, чтобы окружающим было официально известно о том, что чета является супружеской. Тем самым они больше не считаются возможными партнерами других. Согласно Нагорной проповеди Иисуса, если мужчина смотрит на женщину с вожделением (или наоборот), то он (она) становится прелюбодеем (Мат. 5:28). Иисус сказал женщине у колодца Иаковлева, что муж, которого она имеет, не муж ей (Иоан. 4:18). Если бы она была официально „зарегистрирована" с ним, Иисус не разговаривал бы с ней так. Библия нигде не определяет внешних форм заключения брака, однако, существует определенный день свадьбы, начиная с которого муж и жена официально принадлежат друг другу. Во времена Авраама это происходило иначе (Быт. 24:67), чем в дни Самсона (свадебный пир длился семь дней: Суд. 14:10-12), или во времена Иисуса (брак в Кане: Иоан. 2:1-11). В ФРГ признанной общественно-правовой формой начала брака является лишь его официальная регистрация. Поэтому официальная регистрация считается действительной и пред Богом, как мы уже видели выше из определения, основанного на Библии.



Вопросом веры занималось много мыслителей. Все они высказывали различные мнения, которые, однако, не являются результатом нейтрального мышления, а лишь отражением их личной точки зрения.

Критические точки зрения. Атеист Т. Лебзак считает: „Вера отстаивает предвзятые убеждения и отвергает положения науки, когда они противоречат этим убеждениям. Этим самым вера, в конечном итоге, является смертельным врагом науки". В подобном критическом тоне высказался И. Кант: „Я должен был отказаться от знания, чтобы дать место вере". Этим противоречащим Библии мнением он подготовил почву для возникновения различных философских течений, диаметрально противоположных вере. Крайним выражением критического разума является лозунг на одной из стен вновь построенной средней школы в Норфе близ Нейсса, гласящий: „Не доверяй никому, кто имеет своего Бога на небе".

Позитивные точки зрения. Величайшему физику всех времен, Исааку Ньютону, принадлежит изречение: „Кто думает лишь поверхностно, тот не верит в Бога; кто же мыслит глубоко, не может не верить в Бога". Знаменитый математик Блез Паскаль с такой же убежденностью утверждает: „Как вся природа говорит о Боге тем, которые знают Его, и раскрывается любящим Его, таким же образом она хранит свои тайны от тех, кто не ищет и не знает Его".

Обе противостоящие точки зрения ясно свидетельствуют, что вера не является следствием невежественности, но зависит лишь от личной позиции, которую можно изменить, но не философскими размышлениями, а только через обращение к Иисусу Христу, которое Библия называет покаянием. Для необращенного человека вопросы веры являются юродством (1Кор. 1:18), и он не может их понять (1Кор. 2:14). Человек же, ходящий во Христе, наставляется на всякую истину (Иоан. 16:13), его вера имеет твердое основание (1Кор. 3:11), его вера есть нечто однозначно определенное:

„Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом" (Евр. 11:1).


Два слова - обращение и возрождение - используются для описания процесса нашего спасения. Обращение - это то, что делает человек, а возрождение совершает Бог. Таким образом, обращение есть человеческая, а возрождение - Божия сторона одного и того же процесса. В ночной беседе с Никодимом Иисус сказал: „Если кто не родится свыше, не может увидеть Царства Божия" (Иоан. 3:3). Следовательно, рождение свыше необходимо для того, чтобы попасть на небо. Рождение свыше, как и естественное рождение - пассивный процесс. При естественном рождении мы приходим в этот мир и становимся его гражданами. Таким же образом, право на небесное жительство мы получаем только через рождение. Поскольку все мы уже один раз родились. Библия называет это второе рождение с правом на небесную (вечную) жизнь рождением свыше.

При покаянии мы отказывается от старого грешного образа жизни и обращаемся ко Христу. Кто обратится к Богу всем своим естеством, тот становится своим на небе. Бог отвечает тем, что дает нам новую, вечную жизнь; это наше рождение свыше. С каким бы то ни было внешним символом этот процесс не связан, однако, жизнь во Христе вскоре становится отмечена видимыми плодами Духа, которые суть любовь, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, воздержание (Гал. 5:22-23).



Меня радует, что вы так вызывающе поставили этот вопрос, ибо стоит отчитаться и в этом. Если вы хотите, чтобы евангельскую весть вам принес ангел с неба, то вам придется ждать, пожалуй, всю жизнь. Бог Сам совершил спасение в Иисусе Христе, но нести добрую весть об этом он доверил людям. Воля Божия состоит в том, чтобы ученики Иисуса взяли на себя задачу обращать в учеников Иисуса других людей и наставлять их в библейской истине (Мат. 28:19-20). Поэтому мы можем учить во имя Господа, создавшего небо и землю, „ибо мы соработники у Бога" (1 Кор. 3:9). К этому служению призваны все верующие в Иисуса Христа, и с нас однажды спросится, как мы поступили с доверенным нам Евангелием (Лук. 19:11-27). Посол является самым высоким аккредитированным представителем правительства за границей. Он уполномочен выступать от имени своего правительства. Поручив нам проповедь Евангелия, Сын Божий поставил нас в не менее высокое положение, чем послы, ибо в Новом Завете ясно сказано: „Итак мы - посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает чрез нас, от имени Христова просим: примиритесь с Богом" (2 Кор. 5:20). В Луки 10:16 Иисус говорит: „Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня". Итак, наше служение не самозванное, мы уполномочены на это самим Богом.


С постройкой вавилонской башни, как известно, связано наказание смешением языков. Менее известным является то, что Бог оставил с тех пор человеку полную свободу действий: „И не отстанут они от того, что задумали делать" (Быт. 11:6). Бог предоставляет человеку свободу делать то, что ему не следовало бы делать. Было бы лучше, если бы человек не умел строить газовых камер, чтобы уничтожать в них массы людей; изобретать атомную бомбу, чтобы стирать с лица земли города; придумывать идеологические системы, порабощающие людей. Человек сумел осуществить полет на Луну, научился делать пересадку органов и манипулировать генами. Отошедший от Бога человек считает себя независимым и не знает границ в своих действиях. Его собственные деяния становятся судами для него. Верующий в Бога человек руководствуется библейской мерой и не станет делать всего, что возможно. Давая наставление „плодитесь и размножайтесь" (Быт. 1:28), Бог делает нас соучастниками процесса творения. Созданием мужского и женского пола Бог заложил предпосылки этого творческого процесса, но при всем том Бог остается ваятелем: „Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей" (Пс. 138:13). В манипуляциях с генами мы вмешиваемся в заданный Богом процесс и искажаем его: гены, перенесенные в оплодотворенную клетку, могут передаваться последующим поколениям. Это вмешательство необратимо и таит в себе очевидную опасность. В утопической картине будущего Ч. Флеминг видит конечную цель генетики в создании сверхчеловека: „Лучшие умы человечества... разработают генетические методы, изобретут новые качества, органы и биосистемы, которые будут служить во имя счастья и удовольствия тех богоподобных существ, чьим жалким предвосхищением мы сегодня являемся".

Ставя такую цель, человек становится презирающим Бога Прометеем:


Вот я формирую людей
по образу моему,
род, подобный мне,
на страдания и плач,
для наслаждения и радости,
род, игнорирующий Тебя
как Я.


И.В.Гете

Альберт Швейцер ввел известное понятие „благоговение перед жизнью", которое - будь оно применено к человеку - предотвратило бы то, что в мире ежегодно совершается 80 миллионов абортов. Швейцер был последовательным и не остановился на этом, он и в джунглях пытался никогда не наступать на насекомых. В индуизме также строжайшим образом запрещено убивать животных, так как существует поверье, что человек после смерти может продолжать жить в каком-либо животном. Вследствие этого, в Индии в восемь раз больше крыс, чем людей. Их потребность в пище становится неразрешимой проблемой; причиняемый ущерб невозможно описать. Библейская заповедь „не убивай" (Исх. 20:13) распространяется исключительно на людей, но не на животных, ибо ясно сказано, что они даны людям в пищу (Быт. 9:3). Усиление заповеди „не убий" Иисусом ни в коей мере не распространяется на животный мир (Мат. 5:21-26).

Заданный вопрос предполагает, будто Иисус мог поступать подобно индусу или Альберту Швейцеру и Франциску Ассизскому, который возлагал на себя наказание, когда наступал на насекомое. Бог показывает через Библию, как следует правильно относиться к миру животных. Всему первоначальному творению была дана оценка „...и вот, хорошо весьма" (Быт. 1:31). Поэтому не существовало болезней, смерти, не было насекомых-вредителей и опасных зверей. Грехопадение привело к перелому и в животном мире, в котором различные виды животных отличаются друг от друга. Так, например, существует категория чистых и нечистых животных (Быт. 7:2). Далее следует различие между лютыми (Лев. 26:6) и полезными животными, причем защита последних даже узаконена в десяти заповедях (Исх. 20:10,17). Во Второзаконии 25:4 говорится: „Не заграждай рта волу, когда он молотит". Другие животные после грехопадения потеряли свое первоначальное позитивное значение для человека и превратились во вредителей. В Библии особенно говорится о саранче, жуках, гусенице, жабах и вредителях, которые, размножившись в огромных количествах, становятся судами Божиими (Исх. 10:12; Пс. 77:45-46; Пс. 104:30-34; Иоил. 2:25; Ам. 4:9). Змеи и скорпионы также являются воплощением злых сил, от которых человека может уберечь Бог (Чис. 21:8-9; Лук. 10:19), или которые посылаются на человека для осуществле- ния Божиего суда (Чис. 21:6).

Причиной большинства болезней являются микроорганизмы (вирусы, бактерии, паразиты). Когда Иисус исцелял все болезни (Мат. 4:23), Он уничтожал и эти опасные организмы, угрожавшие здоровью человека. Мы создадим искаженное представление об Иисусе Христе, если мы припишем Ему нереалистическую оценку падшего творения. В Его власти повелевать разрушительным силам, таким, как ветер и волны (Мат. 8:27), болезни и смерти (Мат. 8:3; Иоан. 11:43-44), демонам и злым духам (Лук. 11:14). Иисус явился к нам одновременно как Сын Божий и как человек. Он „уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек" (Фил. 2:7), то есть, Он попадал в такие же ситуации, как и любой другой человек, в том числе страдал от укусов москитов, комаров, оводов и мух. Библия не сообщает подробностей о том, как Он в таких случаях поступал. Однако, из вышесказанного мы можем заключить, что Он прогонял и убивал их.



Поиск по сайту

Форма входа

Статистика

Поиск по Библии

Облако тегов

Новости

Яндекс.Метрика