Рафаэль Санти (стр.4)
Мадонна Пасадина
«Мадонна Пасадина» 1503, названа по месту своего нахождения городу Пасадина (США) в музее искусства Нортона Саймона.
Мадонна Диоталлеви
«Мадонна Диоталлеви» 1504, названа по первоначальному владельцу Диоталлеви ди Римини. Сейчас картина находится в Берлинской картинной галерее. На картине изображены Дева Мария с младенцем Иисусом на руках, который благославляет Иоанна Крестителя. Иоанн сложил руки на груди в знак смирения.
Мадонна Солли
«Мадонна Солли» 1500-1504, названа так потому, что принадлежала британскому коллекционеру Эдварду Солли. Сейчас картина находится в Берлинской картинной галерее.
Мадонна с младенцем и святыми
«Мадонна с младенцем и святыми Иеронимом и Франциском», 1502, находится в Берлинской картинной галерее.
Мадонна Конестабиле
«Мадонна Конестабиле» (около 1504 года, Эрмитаж, Санкт-Петербург), небольшая картина умбрийского периода в форме тондо. Создана для герцога Альфано ди Диаманте в Перудже. В XVIII веке перешла но наследству к графам Конестабиле. Из их собрания российским императором Александром II приобретена для Зимнего дворца в 1870 году. Здесь перед нами замечательное воплощение образа мадонны. Может быть, поэтому оно выполнено с такой трогательной тщательностью, согрето такой подкупающей искренностью, проникнуто таким чистым лиризмом.
Картина считается последней работой, созданной Рафаэлем в Умбрии, до переезда во Флоренцию.
Мадонна Купер (Малая)
«Мадонна Купер (Малая)» 1504, была названа по имени её владельца лорда Коупера. Сейчас картина находится в Вашингтоне (Национальная галерея искусства).
На картинеизображена молодая светловолосая женщина с белокурым младенцем на руках. На заднем плане можно заметить серое небо, зелёный луг, водоём и церковь, которая располагается на холме. Взгляд мадонны немного отсутствующий, будто она находится где-то далеко. Взгляд ребёнка наоборот живой и любознательный. Художник изобразил здесь мадонну обычной женщиной с ребёнком, не подчёркивая её божественного предназначения.
Мадонна Купер (Большая)
«Мадонна Купер (Большая)» 1508, также находится в Вашингтоне.
Мадонна дель Грандука
«Мадонна дель Грандука» 1504, была первым произведением Рафаэля во Флоренции и по сей день находится в этом городе. Эта картина теперь украшает галерею дворца Питии. Со времени Рафаэля о ней совсем забыли и только великий герцог Тосканский Фердинанд III отыскал ее и никогда, даже в дороге, с ней не разлучался; потому-то она и получила название «Madonna del Granduka»(«Мадонна великого герцога»).
Мадонна Темпи
«Мадонна Темпи» 1508, названа по имени владельцев, флорентийской семьи Темпи. Сейчас картина находится в Мюнхене в Старой пинакотеке. «Мадонна Темпи» — одна из немногих картин Рафаэля флорентийского периода, в которой не чувствуется влияния Леонардо да Винчи. На картине Мария с тихой радостью прижимает ребенка к своей груди, готовясь осыпать его поцелуями .
Мадонна на троне
На картине «Мадонна на троне» 1503-1505, изображены Дева Мария с младенцем Христом, юный Иоанн Креститель, а также апостол Пётр, апостол Павел, святая Екатерина и святая Цецилия. Картина находится в Метрополитен-музее в Нью-Йорке
Мадонна в голубой диадеме
«Мадонна в голубой диадеме» 1510-1511, находится в Парижском Лувре. На картине Дева Мария одной рукой приподнимает завесу над спящим Иисусом, другой рукой обнимая Иоанна Крестителя
Мадонна с гвоздиками
«Мадонна с гвоздиками» 1506-1507, находится в Лондонской Национальной галерее. Как и другие картины флорентийского периода творчества Рафаэля, написана под влиянием творчества Леонардо да Винчи. «Мадонна с гвоздиками» Рафаэля — вариант «Мадонна с цветком» Леонардо да Винчи.
Мадонна Орлеанская
«Орлеанская Мадонна» 1506, называется Орлеанской, так как её владельцем был Филипп II Орлеанский. Сейчас картина находится во французском городе Шантийи.Рафаэля заслуженно именовали «мастером мадонн». Более двадцати картин с изображением мадонны написал он: искал новые решения, свежие, проникновенные, поэтичные.
В картине «Орлеанская Мадонна» Рафаэль хочет внести в образы матери и младенца полноту жизни, добиться максимальной раскованности — и создаёт серию мадонн, где эта тема решается как жанровая сцена. Поместив группу в интерьере, художник счёл нужным даже воспроизвести кувшины и банки, стоящие на полке. Младенец полулежит на коленях Марии и, благодаря тому, что она наклоняется к нему, получается более сплочённая группировка фигур.
Мадонна Колонна
«Мадонна Колонна» датирована 1507 годом и названа по имени владельцев из итальянского семейства Колонна. Сейчас картина находится в Берлинской картинной галерее.
Мадонна Алдобрандини
«Мадонна Альдобрандини» 1510, названа по имени владельцев — семейства Альдобрандини. Сейчас картина находится в Лондонской Национальной галерее.
Мадонна в кресле (Мадонна делла Седиа)
Обращаясь к лику Мадонны, Рафаэль ищет новые образные решения. В «Мадонне делла Седия» (Мадонна в кресле) 1513, галлерея Питти, Флоренция, фигуры юной Марии и малышей Иоанна Крестителя и Христа связаны воедино круговым движением, которое подчёркнуто круглым обрамлением. Мадонна словно стремится укрыть в своих объятиях сына, смотрящего на зрителя недетски серьёзным взглядом.
«Мадонна в кресле» - самая необычная из мадонн Рафаэля. Художник находит здесь совершенно новое решение столь излюбленного им образа. Ни в одной другой его картине образ мадонны не наделен такой жизненной полнотой и конкретностью, такой земной пленительностью. Герои картины принадлежат совершенно иному миру, чем кроткие светловолосые мадонны флорентийского периода, с их просветленной, молитвенной задумчивостью и тихим умилением. Это мир, наделенный более непосредственными и взволнованными чувствами, более светской, земной красотой, большим великолепием, праздничностью.