Храм Благовещения (продолжение 1)
Пройдем теперь к южному фасаду Марии.
Антифон «Salve Regine» (Привет Тебе Царица), написанный немецким монахом из монастыря Рейнхау Германом Расслабленным (1013-1054).
Центральные, главные двери, украшены рельефами, выполненными американским художником Фредериком Шрейди. Здесь изображены сцены из жизни Марии: (слева, снизу)
1. IMMACULATA (Непорочное зачатие Девы Марии) – католический догмат, согласно которому Дева Мария была зачата от обычных родителей – Анны и Иоакима, но на неё не перешёл первородный грех. Радость родителей Марии Иоакима и Анны по поводу рождества Богородицы.
2. PRAESENTATIO (Сретение, празднуют 2 (15) февраля) – На сороковой день после Рождества Христова и по исполнении дней законного очищения.
3. DESPONSATIO (Обручение) Обручение Иосифу.
4. AVE MARIA Благовещение.
5. MAGNIFICAT Посещение Елизаветы.
6. NATIVITAS Рождество в Вифлееме.
7. MEDIATRIX (Посредница). Пир в Кане Галилейской.
8. DESOLATA (Опустошенная, скорбящая). Распятие.
9. PIETAS (Оплакивание). Мать скорби призывает всех скорбящих.
10. ASSUMPTIO (Вознесение Девы Марии) – католический догмат о телесном вознесении Девы Марии после смерти на небо. Одноимённый день отмечается 15 августа. Успение и Вознесение Богородицы.
11. CORONATIO - Мария увенчана как Царица неба и земли.
12. MATER ECCLESIAS. Своим покровом Богородица защищает всех, для кого умер Ее Сын.
Боковые двустворчатые двери украшены рельефами работы Дж. Муччо. На них изображены поэтические метафоры, описывающие красоту женского тела, взятые из Песни Песней. Изображения на дверях есть как бы иллюстрации к тексту этой эротической поэмы:
Правая дверь:
1. Пальма – «Как прекрасна, как привлекательна возлюбленная, твоею миловидностью! Этот стан твой похож на пальму, и груди твои на виноградные кисти. Подумал я: влез бы я на пальму, ухватился бы за ветви ее; и груди твои были бы вместо кистей винограда» (Песн. 7:7-9).
2. Два олененка (внизу) – «...два сосца твои – как два козленка, двойни серны» (Песн. 7:4). 3. Изображение древнего города (в центре) – «Прекрасна ты, возлюбленная моя, как Фирца, любезна, как Иерусалим» (Песн. 6:4).
Левая дверь:
4. и 5. Солнце и месяц (вверху); солдаты (внизу) – «Кто эта блистающая, как заря, прекрасная как луна, светлая как солнце, грозная как полки со знаменами» (Песн. 6:10).
6. Высокая башня (слева) – «...шея твоя как столп из слоновой кости...» (Песн. 7:5).
Перед Западным и южным фасадом устроен закрытый двор, в котором пристроена крытая галерея, украшенная многочисленными мозаичными и керамическими картинами, выражающими любовь человеческую к Деве Марии.
С восточной стороны крытой галереи установлена скульптурная композиция, изображающая встречу Папы Римского Павла VI с Константинопольским Патриархом Афинагорм. Событие имело место в Иерусалиме в 1964 году и знаменовало собой примирение двух мировых церквей после тысячелетней вражды.
Осмотрим изображения Богоматери, выставленные в крытой галерее.
Все эти прекрасные работы также являются дарами разных стран. Они меньше по размеру, чем те, что представленны в Верхней церкви, но их намного больше - более сорока и поэтому я покажу вам только некоторые из них.
Греция предоставила прекрасную мозаичную копию чудотворной иконы Владимирской Божьей Матери.
Привлекают внимание мозаичные панно, дар Украины.
И дар Кореи.
Замечательная мозаика, дар Словакии.
Крытая галерея заканчивается статуей Марии на фоне фонтана.
Теперь войдем в саму церковь, которая состоит из двух ярусов.
В Нижней церкви мы видим не только современную церковь, но и бережно сохраненные остатки прежних церквей. Наиболее древняя и почитаемая ее реликвия – это грот от дома Святого Семейства, где и произошло Благовещение.
Церковь Грота представляет собой большое, практически пустое помещение. По центру Нижнего яруса расположен Грот Девы Марии, а рядом с доступом в пещеру – предел Архангела Гавриила – маленькое помещение в котором находятся два престола: отца и матери Марии (Иоахим и Анна) и Архангела Гавриила, а, спустившись на две ступеньки, обнаруживается светлица юной Марии, и сохраненные элементы старого фундамента и мозаик древних церквей. Алтарь, расположенных перед доступом в Грот, колонной из мрамора, указывает на то самое место, где Гавриилом были сказаны слова: «Радуйся Благодатная! Благословенна ты в женах и благословен плод чрева твоего..»
Внутри Грота находится алтарь, оставшийся от бывшей церкви. Мраморный круг с крестом на полу обозначает место, где, по традиции, стояла Дева Мария, внимая Ангелу. Над ним латинская надпись, гласящая: "Здесь Слово стало плотью".
Потолок Первого уровня не цельный, «раскрываясь» образует круглое отверстие к самому центру, открывая часть Верхней церкви и весь купол Храма, своим строением напоминающий лилию, растение, символизирующее чистоту духовных помыслов.
Из церкви Грота по винтовой лестнице, украшенной витражными окнами и изречениями богословов, вырезанными в стене, мы поднимаемся в Верхнюю церковь.
Здесь мы попадаем совсем в другой мир.
По проходу между скамьями мы приближаемся к монументальному мозаичному панно, находящемуся в центре восточной стены. По сторонам остаются бетонные столбы, связанные между собой балками и весьма напоминающими деревянные кресты.
Ближе к центру зала столбы уступают место наклонным колоннам, поддерживающим удивительный купол в виде цветка лилии - символа чистоты.
Подойдя ближе, мы можем лучше разглядеть центральное мозаичное панно - работа Сальватора Фиуме из Козимо (Сицилия) – дар Италии. «CREDO UNAM SANCTAM CATHOLICAM APOSTOLICAM ECCLESIA»” (Верую в единую, святую, соборную и апостольскую Церковь).
По обе стороны от центрального мозаичного панно расположены две капеллы, левая - капелла ордена францисканцев и правая - капелла Испании.
В левой, францисканской, мы видим картины подвижничества св. Франциска, одного из величайших и искреннейших служителей Христа, всю свою жизнь отдавшего практическому исполнению Его наказа, данного апостолам: "... ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное; больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте. Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания" (Мтф. 10:7-10).
На стенах правой, Испанской, капеллы изображена борьба сил Света и Тьмы, а также встреча папы Павла VI с патриархом Константинопольским Афинагором в Иерусалиме в 1964 году. На этой встрече была предпринята историческая попытка если не примирения, то хотя бы сближения католической и православной церквей. Оба главы церквей приняли совместную декларацию, в которой постановили "осудить, предать забвению и удалить из лона Церкви анафемы", которыми в 1054 году взаимно обменялись Константинопольский патриарх Михаил Керуларий и папский легат кардинал Гумберт и которые послужили поводом для раскола.
На боковых стенах Базилики расположены замечательные мозаичные и керамические панно, так или иначе обыгрывающие тему Благовещения или прославляющие Богородицу. Эти произведения были предоставлены христианскими общинами и правительствами стран, которые сочли за честь предоставить дар этому храму, выразив тем самым свою любовь к Деве Марии. Этих даров довольно много, поэтому в целях экономии времени и места остановимся только на самых значительных из них.
Оба панно – дар Италии, и выполнены художником П. Альберто Фарина.