Францисканская базилика Преображения Господня
Бази́лика Преображения Господня — церковь францисканского монастыря, построенная на горе Фавор в Израиле. Согласно католической традиции Преображение Иисуса Христа произошло именно здесь.
Храм является католическим, но тем не менее и православные паломники посещают эту святыню.
В путеводителе епископа Мефодия (Кульмана) эта базилика описывается следующим образом: «Красивый фасад возникает из окружающих масс темного камня, многочисленных развалин отдельных зданий, храмов и келий. Видимо, здесь и наблюдались в средних веках 4 храма. Две башни фасада справа и слева от входа стоят над часовнями — одна во имя пр. Илии, а другая — Моисея, на месте древних им же посвященных малых церквей. Отсюда колоссальный корабль базилики ведет к главному алтарю, куда вниз ведут несколько мраморных ступеней, — древнему уровню места — здесь можно видеть камни первоначальной византийской базилики».
История
Работа над проектом этого храма началась в 1912 г. По просьбе францисканцев им занимались братья Джулио и Антонио Барлуцци. Первый был инженером, второй – архитектором. На месте будущей базилики францисканские археологи нашли остатки двух зданий – первое было возведено в византийское время, второе – в период крестоносцев. Барлуцци было предложено реконструировать более позднюю церковь. Однако уже в самом начале работы стало ясно, что данных о внешнем виде церкви крестоносцев недостаточно, и реконструкция невозможна. Тогда было решено взять за основу нового здания византийское здание VI-VII вв. Внимательно изучив древние руины, архитекторы сделали вывод, что фаворская церковь была похожа на храмы Северной Сирии того времени. Эти храмы неплохо сохранились до наших дней и могли быть использованы в качестве образца при строительстве новой базилики.
К 1914 г. проект был готов, но строительство пришлось отложить из-за Первой Мировой войны. После окончания войны, в 1918 г., Антонио Барлуцци вновь оказался в Палестине в составе итальянских войск, и францисканцы предложили ему приступить к строительству. Новая церковь по замыслу создателей должна была передать дух Преображения. С этой целью был задуман потолок из полупрозрачного алебастра. Через него свободно проникали солнечные лучи – это наполняло церковь светом, символизирующим Преображение: «просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф 17:2).
Но эта задумка, к сожалению не была хорошо продумана с инженерной точки зрения: сквозь швы между каменными плитами начала просачиваться дождевая вода. Крышу пришлось покрыть медными плитами, эффект был утрачен.
Внутри пространство церкви разделяют два ряда колонн. Все три нефа заканчиваются полукруглыми апсидами. Фреска центральной апсиды посвящена Преображению – на ней изображен Иисус в белых одеждах, вокруг него пророки, явившиеся ему на горе Фавор – Моисей, Илия, и присутствовавшие при этом ученики – Петр, Иаков, Иоанн. Апсиды объединены изображениями Троицы: Бог-сын в центре, Бог-отец в виде всевидящего ока в левой апсиде, Дух святой в виде голубя – в правой.
![Franciscan_07](/_ph/29/278722377.jpg)
Мозаика конхи центральной апсиды изображает Преображение: в центре – Иисус, слева – Моисей и Петр, справа – Илия и Иоанн и Иаков
Главный (западный) фасад церкви трехчастный. Каждая часть завершается треугольным фронтоном. Вместе они символизируют три кущи (шалаша) в честь Иисуса, Моисея и Илии. Над входом в церковь – текст из евангелия от Матфея с описанием Преображения (на латыни).
Доступ к восточному фасаду когда-то был открыт, но теперь его можно осмотреть только с тропы «Совев Фавор», начинающейся у «Врат ветров». Два уровня колонн на этом фасаде символизируют преемственность византийской, крестоносной и современной церквей.
В центре зала находится спуск в крипту, сохранившуюся от церкви крестоносцев. Внутри неё установлен алтарь, по одной версии, современный крипте, по другой – попавший сюда из византийской церкви.
В деревянном полу крипты прорублены два отверстия прямоугольной формы, они закрыты стеклом. Сквозь одно из них можно рассмотреть скалу, на которой по преданию стоял Иисус во время Преображения. Сквозь другое можно увидеть пещеру, найденную во время строительства современной церкви. Полукруглые своды крипты украшены мозаичными изображениями четырех групп ангелов.
Каждая из них символизирует событие, явившее, подобно Преображению Господню, Божественную сущность Христа (Воплощение, Евхаристия, Распятие и Воскресние): «сын дан нам» (Ис. 9:6), «я есть хлеб жизни» (Ин 6:48), «был мёртв и се жив» (Откр 1:18) и «Он воскрес. Здесь его нет» (Мк 16:6). Как и росписи, они выполнены итальянским художником Рудольфо Виллани. Важную роль в оформлении алтарного пространства играют витражные окна – в отличие от большинства крипт, эта залита светом. Два павлина в центре витража – символ вечной жизни, которую дарует Иисус своим последователям. Между ними – всевидящий Божий глаз и кубок с вином, по-видимому, символизирующим кровь Нового завета.
В боковые часовни Моисея (слева) и Илии (справа) можно пройти из центрального зала. Обе часовни были расписаны Р. Вилани. Моисея художник изобразил со скрижалями завета, полученными им на Синае. Илию – во время соревнования со жрецами ханаанского бога Ваала на горе Кармель (3 Цар. 18:19-46).
Полы часовен выложены мозаикой: в первом случае – современной, во втором – древней, предположительно, византийской. В часовне Моисея, слева от входа, сохранились остатки гробницы византийского времени.
Рядом с базиликой можно увидеть фрагменты храмов византийской эпохи и периода крестоносцев. У входа в базилику сохранился фрагмент византийской кладки. Развалины стен византийского времени и периода крестоносцев находятся у южного фасада – их можно увидеть с обзорной площадки к югу от храма. К ним примыкает мозаичный пол баптистерия: в древних церквях баптистерий находился снаружи от южной стороны церкви.
Католический храм на вершине Фавора имеет статус малой базилики. Напротив входа установлен медный барельеф с изображением архитектора Антонио Барлуцци (1884-1960), который провёл на Святой Земле более тридцати лет и тесно сотрудничал с францисканским орденом. По его проектам возведены церкви в Иерусалиме, Вифлееме, эль-Азарии, Иерихоне, на горе Блаженств, Хайфе.
Церковь на горе Фавор стала первой полноценной работой архитектора (брат Джулио был задействован только в начале проекта). Занимался А. Барлуцци также реставрационными работами в ряде католических храмов, в т.ч. в Храме Гроба Господня в Иерусалиме.
Не придерживаясь определенного стиля, А. Барлуцци старался «привязать» постройки к евангельским событиям, на месте которых они были возведены. Это выражалось как во внешней форме храмов – например, католический храм в виде бедуинского шатра на поле Пастушков рядом с Вифлеемом, – так и в оформлении внутреннего пространства – полумрак в базилики Агонии («Всех Наций») в Гефсиманском саду в Иерусалиме.
Делом жизни архитектора стало проектирование нового храма Благовещения в Назарете, чем А. Барлуцци занимался около двадцати лет. Но из-за интриг в среде францисканцев уже одобренный проект был заменен на новый, подготовленный архитектором Д. Муцио. Разочарованный таким исходом А. Барлуцци получил инфаркт, и отошёл от практики. Спустя два года он скончался в Риме, где и похоронен.
Расположенный по соседству с базиликой Францисканский монастырь закрыт для посещения. Монастырь состоит из нескольких зданий. Самые старые из них были построены в 70-е гг. XIX в. Тогда же при монастыре открылась паломническая гостиница «Каза Нова». В самом начале ХХ в. гостиницу расширили. А в 1923 г. к уже существующим зданиям были добавлены несколько новых, спроектированных А. Барлуцци. В их числе был небольшой археологический музей (ныне не действующий).
Во время Второй Мировой войны большинство монахов – итальянцы, немцы и австрийцы – были интернированы. Монастырь на несколько лет заняла расквартированная в это время в Палестине польская армия генерала В. Андерса (2-й Польский корпус).
После окончания войны монахи вернулись на свои места. В 1955 г. здесь была возведена башня в стиле неоренессанса. В монастырском саду можно увидеть бюст папы Павла VI (1963 – 1978), установленный в честь посещения им Фавора в 1964 г. Монастырь закрыт для посещений, со стороны дороги, ведущей к церкви Благовещения, виден только его задний фасад. Парадный фасад монастыря, обращенный к югу, видят только те, кого допускают на территорию монастыря.
Сегодня
Церковь преображения, которую видно со всей округи, является главным местом на Фаворе. Это место просто влечёт и тянет к себе. Не столь сама церковь, но, скорее всего тот вид, который открывается с горы (588метров).
Дорога к церкви проходит через «Ворота Справедливости»(Ворота Ветра), построенные ещё крестоносцами (если обернуться и посмотреть в обратную сторону, в воротах виден Нацрат Иллит). Далее до самой церкви идет, алея по краям аллеи, растут высокие деревья. По левую сторону есть маленькое кладбище, на котором покоятся отцы основатели церкви. Далее по правую сторону есть заброшенный колодец и некая келья с алтарём внутри. Так же в продолжение аллеи по правой стороне есть около 5-6 неглубоких пещер.
Церковь на Таворе замечательное место. Очень необычное по архитектуре, внешней и внутренней красоте. Особенно красивый круговой обзор с церковных смотровых площадок. Видно практически всю нижнюю Галилею, гору Кармель, Гильбоа, Изреельскую долину. Посещение церкви рекомендуется не только в религиозных целях, но и для ознакомления с одной из красивейших достопримечательностей Израиля!
- ГОРА ФАВОР
- Пещера Мелхиседека
- Францисканская базилика Преображения Господня
- Греко-православнаяая церковь Преображения
- Церковь Воскрешения сына вдовы Наинской
- Капелла Схождения Descendentibus