Основные положения о Библии
В теории науки принято формулировать необходимые исходные условия получения знаний в некоторой области в виде основных положений. На них затем строится весь комплекс знаний. Хотя этот метод, ввиду особого характера Библии, не вполне применим к Слову Божиему, попробуем, помня это ограничение, собрать основные положения. Эти положения явлются основополагающими при пользовании Библией и помогут войти в Книгу книг тем, кто еще не располагает достаточными знаниями. Основные положения будут сформулированы в виде коротких высказываний, которые далее обосновываются и подтверждаются библейскими цитатами. К слову „Библия" имеется целый ряд синонимичных слов и выражений, которыми мы тоже будем пользоваться: Слово Божие (Рим. 10:17), Слово Господне (1 Цар. 15:23), Книга Господня (Ис. 34:16), Книга (Иер. 30:2), Писание (Лук. 4:21), Свщенные Писания (2 Тим. 3:15), Ветхий Завет (2 Кор. 3:14), Новый Завет (Мат. 26:28).
|
1.1 Библия явлется единственным письменным источникoм информации, данным Богом и Им подтвержденным:
„Так говорит Господь, Бог Израилев: „напиши себе все слова, которые Я говорил тебе, в книгу" (Иер. 30:2). Вознесшийся Господь Иисус говорит: „Напиши; ибо слова эти истинны и верны" (Отк. 21:5). К словам Библии нельзя ничего прибавить, но от них нельзя и отнимать (Откр. 22:18-19), поэтому все остальные книги, слывущие откровением (например, книга Мормон мормонов, Коран ислама), являются человеческим творениями. В послании к Галатам 1:8 подчеркивается уникальность библейского откровения и приводятся последствия всякого изменения Евангелия людьми: „Но если бы даже мы, или ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема (= отлучен, проклят)".
1.2 Происхождение Библии по-человечески невозможнo постичь
до конца, хотя нам это иногда и кажется возможным (Лук. 1:1-4). Для нас останется необъяснимой тайной, как происходила передача информации от Бога к людям, писавшим Библию. Выражения „Я (= Бог) вложил слова Мои в уста твои" (Иер. 1:9),„И было ко мне слово Господне" (Иез. 7:1) или „Я (Павел) принял его (= Евангелие) и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа" (Гал. 1:12) определенно говорят о том, что речь здесь идет о божественном источнике информации, но вопрос о том, каким образом писавшие принимали содержание благовествования, остается открытым.
1.3 Божественная сторона Библии.
Библия имеет божественное происхождение. Согласно 2 Тимофея 3:16 „все Писание богодухновенно" (греч. теопнеустос = вдохнуто Богом, дано Богом и Святым Духом). Источником информации является Бог Отец, Сын Божий и Святой Дух:
а)Бог Отец: „Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни эти говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил".
(Евр. 1:1-2)
б)Иисус Христос: „Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего (Иисуса). Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли наказания, то тем более не избежим мы, если отвратимся от Глаголющего (Иисуса) с небес".
(Евр. 12:25)
в)Святой Дух: „Изрекали его (пророчество) святые Божий человеки, будучи движимы Духом Святым".
(2 Пет. 1:21)
1.4 Человеческая сторона Библии.
Слово Божие предлагается нам в „глиняных сосудах", т.е. божественные мысли о неисследимости путей Божиих, непостижимости Его любви и милости переданы ограниченными выразительными возможностями человеческого языка, и все же эти слова есть „дух и жизнь" (Иоан. 6:63).
|
2.1 Слово Писания является непреложной истиной:
„Слово Твое есть истина" (Иоан. 17:17). В Ветхом Завете также подтверждается эта характерная черта: „Бог не человек, чтобы Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему меняться. Он ли скажет, и не сделает? будет говорить, и не исполнит?" (Чис. 23:19). В Иоанна 14:6 Иисус не только свидетельствует, что Он говорит истину, но что Он и есть воплощение истины. Писатель Манфред Хаусман заметил относительно истины: „Истина бесконечно больше и глубже правильности".
2.2 Между Иисусом и Словом Божиим существует единство:
Иисус и Слово Божие образуют неразрывное единство (Иоан. 1:1-4; Отк. 19:13). Во время пребывания на земле Иисус был одновременно и человеком, и Богом. Он был Сыном Божиим и Сыном Человеческим. „Но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек" (Фил. 2:7), однако в отличие от других людей Он был без греха. Подобное происходит и с Библией: внешне она не отличается от других книг, и ее части относятся к различным литературным жанрам, однако в отличие от всех остальных книг она является Божиим Словом, являющимся безошибочным, абсолютно истинным (Пс. 118:160) и совершенно безупречным (Пр. 30:5). В данном единстве обобщаются "Божественная сторона Библии" и "Человеческа сторона Библии".
2.3 Нет качественного отличия в свидетельстве об истине различных книг Библии или различных ее писателей.
Так нельзя сказать, что Ветхий Завет имеет преимущества перед Новым Заветом (или наоборот), или Евангелия выигрывают по сравнению с посланиями апостола Павла, ибо все Писание основано на откровении (Гал. 1:11). Однако, глубина высказываемых истин ни в коем случае не одинакова. Так, глубину мысли о спасении в Иоанна 3:16 нельзя сравнить с описанием деталей путешествия в Деяниях Апостолов 27:13; а описание сотворения мира в Бытие 1 занимает по значимости совершенно другое положение, чем описание возвратившихся из плена евреев в Ездре 2 (сравн. с "Весомость библейских высказываний...").
|
3.1 Истинность Библии можно проверить.
Богу не нужна слепая вера, Он дает нам убедительные критерии прoверки, помогающие нам прийти к познанию истины:
1. Проверка жизнью. Иисус учит, как можно проверить Слово, исполняя Его в своей жизни: „Мое учение - нe Мое, но Пославшего Меня; кто хочет творить волю Его тот узнает об этом учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю".
(Иоан. 7:16-17)
2. Проверка собственной свободой. Иисус учит, что применение ложной системы порабощает (идеологии и некоторые сектантские системы порабощают человека), претворение же в жизнь Его учения, наоборот, освобождает: „Если вы пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными".
(Иоан. 8:31-32)
3. Проверка принятием слова. Как вкус апельсина можно узнать, лишь попробовав его, так и истинность Библии открывается через чтение и принятие ее. Дискуссии и диспуты не могут заменить интенсивного изучения Библии. Примером могут служить верийцы, которые „были благомысленнее Фессалоникийских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так".
(Деян. 17:11)
4. Проверка результатами. Кто всегда поступает по Слову Божию и советуется с Ним, жизнь того будет удачной (см. также в „Вопросы о Библии", Вопрос "Как убедиться в достоверности Библии?"):
„Да не отходит эта книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно".(Иис. Н. 1:8)
5. Проверка слушанием проповеди. Особое обетование Божие относится к слушанию библейских проповедей. Кто слушает Слово Божие с открытым сердцем, тот обязательно уверует: „Итак, вера от слышания, а слышание от слова Божия".
(Рим. 10:17)
6. Проверка своей греховной сутью. Пожалуй, нигде Библия не обращается к нам так прямо, как тогда, когда она говорит о нашей греховной сути. Кто хочет остаться честным перед самим собой, тот признает истинность поставленного нам Библией диагноза: „Ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией" (Рим. 3:23). Вряд ли мы найдем человека, который бы отверг слова из 1 Иоанна 1:8 как не подходящие к нему: „Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас".
Примечание. Бросается в глаза, что библейская истинa открывается только действующим в послушании откровению. Кто подходит к Библии чисто интеллектуально, отвлекаясь от собственной личности, для того она остается закрытой книгой (1 Кор. 1:19).
Так, математически убедительные вычисления хотя и помогают (см. „Вопросы о Библии", Вопрос "Библи ведь была написана людьми, поэтому..."), однако, шаг к вере является индивидуальным волевым решением. Божии обетования могут быть только либо приняты верою, либо в неверии отвергнуты.
|
4.1 Библия говорит об Иисусе.
Это относится не только Новому Завету, ибо и в отношении Ветхого Завета Иисус утверждает: „Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне" (Иоан. 5:39). Именно Новый Завет открывает нам настоящий доступ к Ветхому Завету, пророки которого указывают на Христа. Этот принцип Иисус раскрыл ученикам по дороге в Еммаус (Лук. 24:13-35). Этим указана основная цель Библии, о которой в Иоанна 20:31 сказано: „дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий и, веруя, имели жизнь во имя Его".
4.2 Библия говорит о земном и небесном (Иоан. 3:12).
К земному относятся, например, исторические события, описания путешествий, личные встречи, предписания законов, описания настроения, семейные хроники, родословные, миссионерские сообщения, повседневные вопросы и естественно-научные данные. Наряду с этими, с точки зрения Бога тоже важными высказываниями, Библия все вновь и вновь направляет наш взор на небесное (Мат. 6:33; Кол. 3:2): на Бога, Иисуса Христа и Святого Духа, на Царство Божие, на воскресение и суд, на небо и вечность.
4.3 Библия дает самое реалистическое описание человека.
Мужи и жены Библии не изображены героями, но наряду с их положительными действиями они правдиво представлены во всей их слабости, не умалчиваются их ошибки и падения. Даже согрешения Давида, „мужа по сердцу Божию" (1 Цар. 13:14; Деян. 13:22) не скрываются (2Цар.11).
4.4 Библейское откровение является ключом к пониманию этого мира. Оно является основополагающим, ничем не заменимым источником информации. Настоящее остается необъяснимым, если не учитывать три засвидетельствованных события прошлого - сотворения, грехопадения и всемирного потопа. Отсюда следуют пять подтезисов.
1. Прошлое - ключ к настоящему. Это положение обратно тому тезису эволюционного учения, согласно которому данные, полученные из сегодняшних наблюдений, можно неограниченно экстраполировать в прошлое.
2. Факторы творения познаются только верой (Евр. 11:3). Различные факторы творения засвидетельствованы во многих местах Библии. Мир сотворен:
- словом Божиим:
Пс. 32:6; Иоан. 1:1-4; Евр. 11:3.
- силой Божией:
Иер. 10:12
- мудростью Божией:
Пс. 103:24; Пр. 3:19; Кол. 2:3
- Сыном Божиим:
Иоан. 1:1-4; Иоан. 1:10; Кол. 1:15-17; Евр. 1:2
- в соответствии с естеством Иисуса:
Мат. 11:29; Иоан. 10:106; Иоан. 14:27
- без исходного материала:
Евр. 11:3
- без использования времени:
Пс. 32:6
3. Смерть - следствие греха первого человека (Быт. 2:17; Быт. 3:17-19; Рим. 5:12; Рим. 5:14; Рим. 6:23; 1 Кор. 15:21).
4. Последствия грехопадения оказали воздействие и на все видимое творение (Рим. 8:20-22). Разрушительные структуры в биологии (например, бактерии - возбудители болезней, паразиты, механизмы атаки змей, пауков и хищников, плотоядные растения, сорняки „тернии и волчцы") невозможно объяснить в отрыве от грехопадения. Здесь причина наблюдаемой везде в природе преходящести.
5. Современное геологическое строение Земли невозможно объяснить без учета всемирного потопа.
|
5.1 Весомость (значение, глубина мысли) библейских высказываний не везде обинакова,
тем не менее, информации, не имеющей значения, в Библии нет. Это становится понятным при сравнении, напр. Иоанна 3:16 с Деяниями Апостолов 18:1 (сравн. с "Нет качественного отличия...").
5.2 В Библии содержатся все необходимые для нас основные принципы.
Она исчерпывающа в том смысле, что располагает всем необходимым, чтобы наставить нас в этой жизни и помочь достичь вечной цели: „Отыщите в книге Господней, и прочитайте; ни одно из сих не преминет придти и одно другим не заменится" (Ис. 34:16).
5.3 Библия нигде не противоречит себе.
Кажущиеся противоречия при тщательном рассмотрении, в основном, легко снимаются. Основными причинами возникновения таких противоречий является несоблюдение некоторых библейских принципов:
1. Часто сообщения Библии очень сжаты.
Так, об обращении Левия (= Матфея) говорится лишь в одном стихе (Мат. 9:9). На часто задаваемый вопрос о женах сыновей Адама можно найти ответ лишь в скупых, не рассчитанных на полноту, сообщениях Библии. Решить эту проблему можно при помощи следующего вывода: согласно Бытия 5:4, у Адама были сыновья и дочери. Сначала они вступали в брак друг с другом; в последующем поколении в брак вступали уже двоюродные. Сразу после сотворения инбридинг не имел пагубных последствий.
2. Некоторые события описываются в параллельных местах в другом плане.
Пример 1. Родословия Иисуса по Матфею 1:1-17 и Луке 3:23-38 ставят перед собой разные цели. В первом случае доказывается царское происхождение Марии по линии Давида („сына Давида"), а в другом случае это родословие Иосифа.
Пример 2. Различные сообщения о воскресении Иисуса в некоторых незначительных деталях расходятся.
3. Некоторые духовные высказывания передают истинный смысл лишь в виде дополнения.
Физику света можно описать лишь комплементарным способом (лат. цомплементум = дополнение): с одной стороны свет распространяется в виде волн, с другой стороны - имеет свойства частиц (фотоны). Лишь когда оба, по сути дела, противоречащие друг другу свойства скомбинированы, можно постичь реальность. Такие комплементарные высказывания встречаются и в Библии. Так, для спасающей веры есть два комплементарных, т.е. кажущихся противоречивыми, а в действительности дополняющими друг друга высказываниями (см. также ответ на вопрос "Как обрести спасение - верой или делами?"):
а) „Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо отдел закона" (Рим. 3:28).
б) „Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?" (Иак. 2:24).
4. Некоторые трудности возникают из-за перевода. Пример: Матфея 3:8 в традиционном русском переводе звучит „Сотворите же достойный плод покаяния", тогда как в греческом подлиннике написано: „Сотворите плод, достойный покаяния".
Заметьте: „Люди отвергают Библию не потому, что она противоречит сама себе, а потому, что она противоречит им."
5. В отдельных случаях выяснить кажущиеся противоречия трудно, но, в принципе, возможно. Примеры: смерть Иуды (Мат. 27:5 - Деян. 1:18); содержимое ковчега завета (1 Цар. 8:9 - Евр. 9:4); смерть Саула (1 Цар. 31-2 Цар. 1). Поясняющий пример: По Евангелию от Матфея 27:5 Иуда повесился, тогда как в другом месте написано: „...и когда низринулся, расселось чрево его" (Деян. 1:18). Эти два высказывания о смерти Иуды, казалось бы, противоречивы. Однако, они подходят друг к другу, если последнее высказывание воспринять как яркое, образное описание (также см. "...богатство выразительных средств...").
5.4 Библия является единственной книгой, содержащей неподдельные пророчества,
исполнение которых в определенное время и в определенном месте можно проверить. Определение пророчества: Пророчество - это точное предсказание определенного события будущего, которое совершается не при помощи обычных средств человеческого познания. Пророчество, таким образом, это заблаговременное оглашение событий будущего, в отличие от описания истории, когда речь идет о последующем описании уже минувших событий. В Иоанна 13:19 Иисус подчеркивает укрепляющую веру цель пророчества: „Теперь сказываю вам, прежде нежели то сбылось, дабы, когда сбудется, вы поверили, что это Я".
5.5 Часто Бог начинает Свое откровение с сообщения лишь об одной детали, начиная с которой штрих за штрихом постепенно открывается общая картина.
Самым ярким примером такого хода откровения являются пророчества о приходе в этот мир Иисуса.
5.6 При поверхностном чтении текста возникает опасность отнестись к деталям высказываний как к незначительным мелочам.
В общей картине они, однако, могут иметь глубокий смысл.
Пример 1. Римский обычай перебивать ноги у распятого, висящего на кресте, был применен к разбойникам, но не к Иисусу (Иоан. 19:32-36). Пророческое значение текста из Исхода 12:46 „кость Его да не сокрушится" (Иоан. 19:36) трудно распознать, так как в ветхозаветном месте речь идет о пасхальном агнце.
Пример 2. Согласно ветхозаветному прообразу, Иисуса должны были казнить за стеной Иерусалима, потому что во времена Ветхого Завета жертвенные животные сжигались за станом (Лев. 16:27; Евр. 13:11-12).
5.7 Библейские высказывания имеют такой глубокий смысл, который по-человечески невозможно измерить (1 Кор. 13:12).
Георг Хунтеманн пришел к выводу: „То, что Библия, собственно, хочет сказать нам, находится за пределами исследовательских возможностей человеческого разума".
5.8 Рамки библейских высказываний превосходят всякое человеческое разумение.
Они охватывают отрезок времени „прежде создания мира" (Еф. 1:4) до Божией Вечности (Отк. 22:5). Библия отвечает нам на все те вопросы, на которые не в состоянии ответить естествознание:
- В чем суть смерти?
Почему она существует и как долго она будет существовать?
- Что такое человек? Отккуда мы? Для чего мы живем и куда мы идем?
- Что ожидает нас в вечности?
5.9 Библия является особым литературным произведением.
Библейский язык необычайно богат и передает откровение в таком разнообразии литературных жанров и стилистических средств, какого мы не находим ни в одной другой книге мира:
Стихотворение (Пс. 118), гимн (Кол. 1:15-17), песня о любви (Песни песней), научное сообщение на языке повседневного общения (Быт. 1), историческое сообщение (Книга Ездры), притча-сравнение (общая ситуация из обыденной жизни в виде предмета сравнения; Мат. 13:3-23), притча-иносказание (греч. параболэ = поставленное рядом; особая ситуация как поучительный рассказ с иносказательным значением; Лук. 18:1-8), образная речь (Иоан. 15:1), пророческие видения (Отк. 6), пророческая речь (Мат. 24), парадокс (Фил. 2:12-13), проповедь (Деян. 17:22-31), назидание (Кол. 3:16-17), славословие (Еф. 1:3), благословение (Фил. 4:7), поучение (Рим. 5:12-21), семейная хроника (1 Пар. 3), молитва (Пс. 34), личное свидетельство (1 Иоан. 1:1-2), сновидение (Быт. 37:6-7), прямое обращение Бога (Мат. 3:17), душепопечительная беседа (Иоан. 4:7-38), диспут (Деян. 15:7-21), слушание судебного дела (Иоан. 18:28-38), мудрые изречения (Прит. 13:7), обетование (Мар. 16:16), судебный приговор (Мат. 11:21-24), загадка (Суд. 14:12-14), законодательство (гражданское, судебное, нравственное, ритуальное, санитарное), лирическая поэзия (Песни песней), биография (Книга Неемии), личная переписка (Послание Павла Филимону), дневник (Деян. 16), монолог (Иов. 32-37), диалог (Иов. 3-31), апокалиптика (Дан., Отк.), временное сокрытие истины (Дан. 12:9), пролог (греч. прологос = предисловие; Лук. 1:1-4), эпилог (греч. эпилогос = послесловие; Иоан. 21:25), эллипс (греч. эллипсис = пропуск; стилистическое средство, при котором упускается маловажное; Мат. 9:9), метафора (греч. метафора = перенос; образное выражение, употребленное в переносном смысле; Авд. 4), надпись (Иоан. 19:19), шифр (Отк. 13:18).
В противоположность этому в Библии не встречается: сказание, легенда, миф, сказка, басня, сатира, комедия, шутка, утопия, научная фантастика. Стилистические приемы гиперболы (греч. хюпербаллейн = бросать за цель; преувеличение: Мат. 11:18) и иронии (греч. эйронейа = искажение; 2 Кор. 12:11) используются только изредка. Ни в одной книге мира не встречается такой богатой палитры выразительных средств, и ни одна книга не является такой правдивой в своих высказываниях.
5.10 Библия использует все богатство выразительных средств языка.
Наряду с наиболее часто встречающейся обычной формой речи, мы находим в Библии многочисленные специфические речевые формы:
1. Феноменологический язык. Когда причины того или иного явления неясны, оно описывается с точки зрения наблюдателя: в современной астрономии, как и в Библии, говорят о восходе и заходе солнца, хотя это явление объясняется не движением солнца, а вращением Земли.
2. Идиоматические обороты. Краткие речевые обороты в определенных ситуациях точнее, чем развернутые конструкции (Суд. 14:18: „вы орали (=пахали) на моей телице").
3. Поэтические украшения. Песни Песней 8:3: „Левая рука его у меня под головою, а правая обнимает меня".
4. Описания и образы для специальных понятий современной науки и техники. Библия описывает технические достижения, которые во времена ее возникновения еще не существовали, и ситуации, которым наука дала специальные названия: вместо „спутник", „космическая лаборатория" и „орбитальная станция" Библия образно говорит: „Но хотя бы ты, как орел, поднялся высоко и среди звезд устроил гнездо твое, то и оттуда Я низрину тебя, говорит Господь" (Авд. 4). Вместо того, чтобы говорить языком гинекологии об онтогенезе (эмбриональном развитии) в матке, Библия описывает развитие ребенка в утробе матери: „Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы" (Пс. 138:15).
5. Конкретные естественно-научные формулировки. Примером тому является описание акта творения, когда, например, физически точно описывается метод измерения времени вместе с определением единицы его измерения (Быт. 1:14,19).
6. Образы из повседневной жизни служат объяснением духовных истин. Так, в приводимой в Евангелии от Матфея 13:3-23 притче, сеятель является глашатаем библейской вести, семя - слово Божие, тернии - препятствие, а добрая почва - открытое сердце человека.
5.11 Смысл каждого библейского текста,
учитывая особенность литературного жанра (см. "...Библия явлется...") и речевых приемов (см. "...богатство выразительных средств..."), следует просто принимать, а не перетолковывать. То есть, библейские выражения надо воспринимать, как того требует сам текст: либо дословно, либо в переносном, но естественном и точном, смысле.
а) дословно: в Луки 24:44 Иисус учит такому пониманию Писания: „Вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и в псалмах". Это подчеркивается и в других местах: „да сбудется реченное Господом через пророка, который говорил" (Мат. 2:15); „ныне исполнилось писание это, слышанное вами" (Лук. 4:21); „неужели вы никогда не читали в Писании?" (Мат. 21:42).
б) в переносном значении: когда Иисус говорит: „Я есмь Лоза, а вы ветви" (Иоан. 15:5), то не следует понимать это дословно, а в переносном смысле. В большинстве случаев вложенный смысл легко можно узнать, ибо образное выражение увеличивает наглядность и облегчает понимание. В данном случае добавлено еще и предложение, содержащее основную мысль: „...без Меня не можете делать ничего".
|
6.1 Свидетельство Библии является самой ценной информацией в мире.
Известный евангелист Вильгельм Паальс справедливо подчеркивает: „Евангелие является лучшей вестью, которая когда-либо сообщалась людям. Никогда еще нам, людям, не возвещалось ничего другого, сравнимого с ним". В Псалме 118 многократно прославляется ценность Слова Божиего: „Закон уст Твоих для меня лучше тысяч золота и серебра" (стих 72). „Радуюсь я слову Твоему, как получивший великую прибыль" (стих 162).
6.2 Кто пренебрегает Словом Божиим, тот навлекает на себя осуждение.
Как слушание Слова приводит к вере (Рим. 10:17), а тем самым, ко спасению, так отвержение Слова ведет к погибели: 1 Царства 15:23: „За то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя". Иоанна 8:47: „Кто от Бога, тот слушает слова Божии; вы потому не слушаете, что вы не от Бога". Деяния 13:46: „Вам первым надлежало быть проповедану слову Божию; но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни..."
6.3 Библия состоит из Ветхого и Нового Заветов.
Обе части в равной степени являются Словом Божиим и одну из них нельзя использовать против другой. В Новом Завете часто цитируются выдержки из Ветхого Завета. Заметим, что это делается не всегда дословно, но Бог увязывает их с новыми откровениями. В Новом Завете исполняются основные пророчества Ветхого: „И все эти (люди Ветхого Завета), свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел для нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства" (Евр. 11:39-40). Господь Иисус присутствует уже в Ветхом Завете: „Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне" (Иоан. 5:39).
6.4 Ветхозаветние апокрифы (греч. апокрифос = скрытый, тайный, ненастоящий) нельзя считать Словом Божиим.
Они написаны в промежутке времени между Ветхим и Новым Заветом. Основными возражениями против того, чтобы приравнять их по значению к книгам Библии, являются следующие:
1. В них содержатся некоторые противоречащие Библии учения (нарушение основного принципа, см. "Толкование не должно противоречить..."), такие, как прощение грехов через милостыню (Товит 12,9), одобрение магии (Товит 6:9), прощение грехов мертвых по молитвам живых (2 Макк. 12:43-45).
2. Они никогда не были составной частью иудейского канона, т.к. здесь идет речь о более поздних дополнениях. Поэтому апокрифы всегда были предметом спора. На Триентском соборе в 1546 году католическая церковь уравняла апокрифы с Ветхим и Новым Заветами, что следует расценивать как реакцию на pеформацию.
3. Их не цитирует ни один автор Нового Завета, хотя в Новом Завете цитируются все книги Ветхого Завета, за исключением четырех малых книг.
4. Апокрифы сами допускают, что они не безошибочны. В предисловии Книги премудрости Иисуса, сына Сирахова, написано: „Итак, прошу вас, читайте эту книгу благосклонно и внимательно и имейте снисхождение к тому что в некоторых местах мы, может быть, погрешили, трудясь над переводом".
Оценка апокрифов. Следует ли полностью отвергать апокрифы? Лютер дал удачную формулировку этим писаниям: „Хотя эти книги и нельзя ставить наравне со Святым Писанием, читать их все же поучительно". Это мнение разделяет и автор данной книги. Если читать апокрифы, не придавая им значения равного Библии, а относясь к ним, как к исторически примечательным сочинениям (как, например. Книги Маккавеев), мы извлечем для себя немалую пользу. Особенно ценной является Книга Сираха, которая затрагивает всевозможные жизненные ситуации, по содержанию и форме приближаясь к библейским книгам о мудрости, не претендуя на то, чтобы ее считали Словом Божиим.
|
7.1 а) Библия рассчитана на легкое понимание ее смысла:
„И мы пишем вам не что иное, как то, что вы читаете и разумеете, и что, как надеюсь, до конца уразумеете" (2 Кор. 1:13).
б) Но в Библии содержатся и такие глубокие мысли, которые мы не в состоянии полностью объять:
„Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои, говорит Господь. Но, как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших" (Ис. 55:8-9).
На оба аспекта указывал уже Ч.Сперджен: „В Библии можно найти великие истины, которые не вмещаются в рамки нашего ограниченного неглубокого разума. Однако, основные и фундаментальные мысли Библии не трудны для понимания". Мысли Библии доступны каждому (Деян. 17:11), и все же, их глубина и богатство неисследимы (Рим. 11:33).
7.2 Библия была написана под руководством Духом Святого более чем 45-ю поставленными на это служение людьми.
Точно так же, ее содержание не может быть понято без содействия Святого Духа: „Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что об этом надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может"
(1 Кор. 2:14-15).
|
8.1 Библия - чрезвычайно точная книга.
Эта ее характерная черта становится очевидной, если исследовать ее языковой, семантический, духовный, исторический или естественно-научный аспекты.
Историческую точность Библии следует подчеркнуть на примере преследования христиан. Если о начальном периоде Церкви написано: „Человеками, предавшими души свои за имя Господа нашего Иисуса Христа" (Деян. 15:26), то в отношении конца времени написано: „Души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели" (Откр. 6:9).
В наше время всевозможные течения пытались включить Иисуса в свою систему. Ислам считает Его пророком, движение за мир - миротворцем, другие - хорошим человеком или общественным реформатором. Альберт Швейцер проявлял интерес к Иисусу, как к исторической личности. Карл Фридрих фон Вайцзекер организует конференции в защиту мира и убеждает людей, что мы, люди, в силах установить мир на земле. Об Иисусе говорят многие, но только в той мере, в какой Он подходит к их концепции. Ислам отрицает, что Иисус есть Сын Божий. Однако, только если мы верим Иисусу, то „Он есть наш мир" (Еф. 2:14), в противном случае Он - наш судья (Деян. 10:42). Движение за мир не видит этой разницы и полностью игнорирует Иисуса, Который, согласно Откровению 6, как Агнец снимет печати и пошлет на землю четырех апокалиптических всадников, чтобы произвести суд войной и смертью. Франц Альт пишет книгу о Нагорной проповеди, однако он игнорирует главное повеление Иисуса - оставить широкий путь, ведущий в погибель, и войти чрез узкие врата. Многие говорят об Иисусе, но этого еще не достаточно. В Нагорной проповеди Господь учит:
„Не всякий, говорящий Мне: „Господи! Господи!" войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: „Господи! Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?" И тогда объявлю им: „Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие!" (Мат. 7:21-23).
Кто уделяет внимание лишь человеческим чертам Иисуса, тот оставляет людей безразличными. Мы же должны проповедовать того Иисуса, который засвидетельствован в Писании (Иоан. 7:38). Опора на все Священное Писание вызывает преткновение и противление. Да, в наше время, когда все быстрее размываются духовные нормы, преследованиям подвергаются те, кто все еще доверяет всем положениям Библии и утверждает: „Так написано!" - идет ли речь о сотворении мира, или о реальном Иисусе, приходившем в этот мир. Однако тот, кто встает на сторону Слова Божия и открыто свидетельствует о нем, имеет обетование победы (Отк. 12:11).
|
9.1 Слово Божие безгранично во времени.
Исаия противопоставляет кратковременность жизни растений непреходящему характеру Слова Божия: „Трава засыхает, цвет увядает, а слово Бога нашего пребудет вечно" (Ис. 40:8), а Иисус добавляет: „Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут" (Мат. 24:35). Лютеру принадлежит изречение: „Библия не антична и не современна, она вечна". Библия не зависит от времени, так как концепции и перспективы ее действия распространяются далеко за пределы какой бы то ни было эпохи. И хотя в ней не упоминаются аборты, генная инженерия и наркомания, из нее можно вывести однозначное отношение к этим явлениям. Такой глубокой проницательностью не обладает ни одна другая книга. Так, например, человеческое законодательство не может осуществить правосудия, если не существует параграфа, соответствующего той или иной новой ситуации.
|
После всего изложенного возникает вопрос о подходе к Библии. Как подступиться к ней „непосвященному"? Однажды, после окончания евангелизационной лекции у меня завязалась беседа с одним интеллигентным молодым человеком, который искренно искал подхода к Библии. После того, как в ходе беседы мне удалось устранить некоторые препятствия, он сказал: теперь он будет дальше работать над Библией со свойственным ему философским подходом. Но я предупредил его: „Вы можете поступать и так, но в итоге вы найдете не живого Бога, открывшегося нам в Иисусе Христе, а безличного, пантеистического бога философов. Философы читали Библию с точки зрения категорий разума, но Бога, который спасает нас в Иисусе, они на этом пути не нашли". Молодой человек не ушел, и услышал: „Вы уже сегодня можете иметь доступ к Библии и живому Богу, если по существу начнете с самого себя. Не хотите ли вы это сделать?"
В дальнейшем я опишу свои ответы на его вопросы, чтобы на конкретном примере показать читателю, как можно найти путь к вере.
10.1 Познать самих себя:
Вместе прочтем Римлянам 3:23: „Потому что все согрешили и лишены славы Божией". Это слово показывает наше погибшее состояние перед лицом живого Бога; из-за греха, который отделяет нас от Него, мы не имеем доступа к Нему и в нас нет ничего, что могло бы сделать нас угодными Ему. В итоге мы лишены славы Божией. С момента грехопадения между святым, праведным Богом и нами, грешными людьми, существует пропасть. Согласны ли Вы с этим диагнозом Бога?
10.2 Единственный выход:
из этого положения есть лишь один. Самим Богом подаренный выход. Сын Божий был осужден на кресте за наши грехи. Иисус пришел в этот мир, чтобы взыскать и спасти погибшее (Мат. 18:11). Иного пути ко спасению не существует (Деян. 4:12). Принимаете ли Вы это?
10.3 Признать свои грехи:
В 1 Иоанна 1:8-9 мы читаем:
„Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи (наши) и очистит нас от всякой неправды".
Подвиг спасения, совершенный на Голгофе, дает Иисусу право прощать грехи. Если мы последуем Его призыву, признаем свою вину и попросим у Него прощения, то Он останется верным, т.е. мы можем положиться на то, что Он действительно освободит нас от вины греха. Следует не только обдумать все это, но и исполнить! Хотите ли Вы этого? Если да, то скажем Господу Иисусу об этом в молитве. Возможное содержание этой свободно формулируемой молитвы могло бы быть следующим:
„Господь Иисус, сегодня я услышал о Тебе и понял, зачем Ты пришел в этот мир. Своей великой любовью Ты любишь и меня. Ты видишь всю мою вину - какая мне в данный момент открыта, и какая еще сокрыта от меня. Тебе же известно все - каждый грешный поступок, каждое неправедное побуждение моего сердца - все у Тебя записано. Я перед Тобой - открытая книга. Я не устою перед Тобой таким, какой я есть. И теперь я прошу Тебя - прости мне все мои грехи и очисти меня. Аминь".
Сейчас Вы сказали Господу о самом наболевшем (1 Иоан. 1:8-9). У Бога есть на это Свое обетование. Как Вы думаете, какая доля вины Вам прощена? 80, 50, 10 процентов? Написано: „Он простит нам грехи наши и очистит от всякой неправды" (1 Иоан. 1:9). Вам прощено все! Да, все! 100 процентов! Вам дано знать это, а не только предполагать. Библия хочет, чтобы Вы имели твердую уверенность в прощении Ваших грехов. Это подтверждают два места Писания: 1 Петра 1:18-19 и 1 Иоанна 5:13.
10.4 Довериться Ему:
Господь Иисус простил Вам Ваши грехи, теперь Вы можете доверить Ему свою жизнь. В Иоанна 1:12 мы читаем: „А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими". Все, вверяющие свою жизнь в руки Господа Иисуса, получают право называться детьми Божиими. Итак, мы не становимся детьми Божиими потому, что тут или там делаем добрые дела, являемся благочестивыми или принадлежим к какой-то церкви, но потому, что доверили свою жизнь Сыну Божию и готовы послушно следовать за Ним. Скажите и Вы Ему об этом в молитве:
„Господь Иисус, Ты простил все мои грехи. Мне еще трудно постичь это, но я верю Твоим обетованиям. И теперь прошу, чтобы Ты вошел в мою жизнь. Веди и руководи мною на пути, который Ты мне укажешь. Я знаю, что Ты имеешь по отношению ко мне только добрые намерения, поэтому я желаю довериться Тебе полностью. Помоги мне отказаться от всего, что тебе неугодно. Благослови мое желание угождать тебе, подари мне послушное сердце, чтобы мне творить Твою волю. Даруй мне способность не обращать внимания на человеческие мнения, но откройся мне через Твое Слово, чтобы мне правильно понять его и жить по нему. Будь моим Господом, я хочу следовать за Тобой. Аминь".
10.5 Принят:
Господь услышал Вас! Он искупил Вас дорогой ценой, Он спас Вас. Вы стали дитем Божиим. А кто дитя, тот и наследник: Вы унаследовали небесное Царство. Представляете ли Вы, что сейчас происходит на небе? „...может быть, там радость?" Да, конечно! В Евангелии от Луки 15:10 написано: „Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся". Небо теперь радуется Вашему покаянию. К этому событию причастно все небо: ведь еще одна душа приняла в сердце евангельскую весть. Библия называет этот процесс нашего личного поворота к Иисусу обращением; при этом мы приходим к Нему с нашей виной, а Он снимает ее с нас. Одновременно Бог дает нам возрождение: Он дает нам новую жизнь в Нем, а мы принимаем ее. Обращение и возрождение - две стороны одного явления.
10.6 Благодарение.
Спасение - это дар Божий. Лишь Его любовь проложила путь ко спасению. К этому мы ничего не можем прибавить. Кто получает подарок, тот говорит: „Спасибо". Сделаем это и мы. Поблагодарите Иисуса сейчас же, так, как Вы можете:...
10.7 А что дальше?
Хочу сказать Вам еще о некоторых важных моментах, не только имеющие большое значение для следования за Христом, но и являющиеся абсолютно необходимыми предпосылками для практической жизни во Христе. Если мы будем их придерживаться, то Бог гарантирует нам достижение цели:
1. Слово Божие
Оно является необходимой пищей для нашей новой жизни, которую начал в нас Иисус. Самое лучшее, если Вы возьмете себе за правило читать Библию каждый день, лучше всего утром. Последуйте примеру христиан Верии (Деян. 17:10-12), которые усердно ежедневно изучали Писание.
2. Молитва
Иисусу не только хотелось бы говорить с нами посредством Своего Слова, Он желает, чтобы и мы беседовали с Ним. Это мы делаем в молитве, имея великое преимущество сказать Ему обо всем. Ему не чужды наши радости и печали, мы можем рассказать Ему о наших планах и решениях. При помощи чтения Библии и молитвы возникает духовная связь с небом ("духовный кругооборот"), так необходимая для здоровой духовной жизни.
3. Послушание
Богу угодно, чтобы мы были Его послушными детьми, живущими по Его Слову и исполняющими Его заповеди. Мы не можем лучше доказать свою любовь к Господу, чем послушанием (1 Иоан. 5:3). В этом мире нам предлагаются различные пути, Библия же дает нам надежный ориентир, благословенный Богом: „Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам" (Деян. 5:29).
4. Общение
Как дети Божий, мы нуждаемся в общении с другими, следующими за тем же Господом. Когда из огня вынимают раскаленный уголек, он быстро потухает. Так может охладеть и наша любовь к Иисусу, если ее не подкреплять в общении с другими верующими. Если мы как новообращенные хотим возрастать, то нам нужна любовь, защита, утверждение и наставление верной Иисусу церкви (христианской общины). Я молюсь о том, чтобы Вы скорее вошли в такую общину, ибо хорошая, живая церковь является необходимой предпосылкой нашего пребывания и возрастания в вере.
5. Вера
После того, как мы через покаянней возрождение пришли к вере, очень важно, чтобы вера наша возрастала. Павел пишет Тимофею (2 Тим. 3:14): „А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен". В конце своей жизни Павел мог сделать такой вывод: „Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил" (1 Тим. 4:7). Последуем и мы такому примеру и останемся верными.
Таким образом обращение не конечный, а начальный момент новой жизни.
Запомним: подход к Библии мы обретаем не извне, оставаясь нейтральным наблюдателем, а только „изнутри". Она откроется лишь тому, кто в покаянии всем своим естеством обратится в Иисусе Христе к Богу и обретет спасение. Процесс духовного возрождения может протекать по разному, однако для него всегда характерны следующие принципы: признание своей греховности - покаяние - передача своей жизни Иисусу Христу. Отсюда начинается процесс возрастания в вере.
|
Мы предприняли попытку обобщить суть Библии в форме нескольких основных положений. Это человеческое предприятие по отношению к Божией книге не может быть исчерпывающим, тем более совершенным, ибо богатство Библии неописуемо.
|
Принципы толкования Библии
1. Самым лучшим толкователем Библии является сама Библия.
Другими словами: нет лучшего комментария к Библии, чем она сама. Поэтому Иисус (напр. Мат. 19:3-6), апостолы (напр. Гал. 3:16) и пророки Библии постоянно пользовались этим принципом.
2. Иисус - ключ к любому истолкованию.
Ветхий Завет - без указаний на Христа - остается особенно непонятным (напр. Пс. 109:1; Ис. 53; Мал. 4:2.5-6).
3. Толкование не должно противоречить другим местам Библии.
(ср. с "Библия нигде не противоречит себе" )
4. Никакое учение не должно базироваться лишь на одном единственном предложении или стихе.
Главные положения Библии все снова и снова повторяются в другом контексте или формулируются иначе.
Примеры:
- Безгрешность Иисуса
(1 Иоан. 3:5; 1 Пет. 2:22; 2 Кор. 5:21)
- Греховность всех людей
(Быт. 8:21; Пс. 13:3; Ис. 1:5-6; Мат. 15:19; Рим. 3:23)
- Божие желание спасти мир
(Иез. 34:12; Мат. 18:11; 1 Фес. 5:9; 1 Тим. 2:4)
Обратите внимание: В Библии только один единственный раз явно написано о любви Иисуса к Отцу (Иоан. 14:31) и о любви Отца к нам (Иоан. 16:27). Однако, во множестве других мест это подтверждается либо фактами, либо предполагается контекстом. В данном случае с полным правом можно сформулировать учение.
5. Следует всегда учитывать взаимосвязь текстов и общий смысл Библии.
Несоблюдение этого условия привело к возникновению многочисленных небиблейских учений и сект. Это объясняет важность ссылок на другие места при толковании библейского текста.
6. Некоторые библейские учения можно вывести из совокупности описаний однородных событий.
Библия — это не сухой свод законов и не учебник; в ней на примере тысяч событий описывается как правильное, так и неправильное обращение с Богом и людьми. Если исследовать все общее в отдельных, тематически соотносящихся событиях, то можно вывести из этого библейское учение. Ярким примером этому является детальное изложение долгой истории Израиля, испытавшего как Божии благословения, так и суд (1 Кор. 10:11). При ответе на вопрос "Возможна ли, с точки зрения Библии, интимная жизнь вне брака? С какого времени брак считается действительным: после принятия решения жить совместно? После первой интимной связи? После регистрации в ЗАГСе или венчания в церкви?" („Вопросы о жизни и вере") мы воспользовались этим принципом толкования.
7. Ветхий Завет подводит нас к Новому Завету,
т.е. без Ветхого Завета многие части Нового Завета остаются непонятными (напр. сотворение мира, грехопадение, всемирный потоп).
8. В Новом Завете широта откровений больше, чем в Ветхом.
Подтверждением этому является Послание к Евреям. Поясним это положение на примере мести. Такова уж природа человека, что если ему причинен ущерб, он стремится многократно отомстить: „Если за Каина отомстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз семеро" (Быт. 4:24). В законах Синая Бог вводит строгое ограничение мести правилом равного возмездия: глаз - за глаз; зуб - за зуб; рану - за рану; ушиб - за ушиб (Исх. 21:24-25). В Нагорной проповеди Иисус углубляет ветхозаветний закон, прибегая к выражению „А Я говорю вам...", которое Он употребляет шесть раз. Применив Второзаконие 32:35 к Исход 21:24-25, Он вообще запрещает любую месть: „А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую" (Мат. 5:39).
9. Библия нигде не одобряет грех, даже если в отдельных местах он не осужден тут же.
При толковании притчи о неверном управителе (Лук. 16:1-8) важно не забыть этот принцип.
10. Не следует утверждать больше, чем написано:
„Не мудрствовать сверх того, что написано" (1 Кор. 4:6). 11. Если в Библии по некоторому вопросу есть определенное утверждение, то следует всегда отдавать предпочтение библейской истине перед всяким другим познанием:
„Смотрите (братия), чтобы кто не увлек вас философиею; и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу" (Кол. 2:8).
12. Важно исчерпать все тонкости контекста
(в том числе его грамматические и семантические детали). В послании к Галатам 3:16 Павел на примере Бытия 22:18 демонстрирует такой тщательный подход к Писанию.
13. Существуют точные и менее точные переводы Библии на различные языки.
В сомнительных случаях следует обращаться к оригиналу (еврейскому для Ветхого Завета и греческому для Нового Завета). Основное значение какого-то слова часто раскрывается в другом контексте, в котором легче понять его смысл. Существующие многочисленные переводы Библии, например, на немецкий язык, исходят из различных целей. Перевод Лютера отличается метким превосходным языком. С особой осторожностью следует подходить к переложениям или парафразам, когда переводчик прибегает к собственному комментарию (напр. перевод Цинка). Полностью следует отказаться от таких „Библий", которые, сознательно отклоняясь от подлинника, приспособлены к учению какой-либо секты (напр. перевод „Новый мир" так называемых “свидетелей” Иеговы).
14. Некоторые, на первый взгляд противоречащие одно другому высказывания Библии, проясняются, если обратить внимание на их взаимное дополнение.
(Сравн. с “Некоторые духовные высказывания передают...” в “О высказываниях Библии”).
|
Почему следует читать Библию?
Чтение Библии относится, согласно воле Божией, - также как пища и питие - к необходимым ежедневным потребностям, поэтому в Иеремии 15:16 написано: „Обретены слова Твои, и я съел их". В самой Библии приводятся многочисленные доводы, почему мы не можем обойтись без ее чтения. Вот самые главные из них:
1. Для познания сущности Божией. Суть Божия - Его величие (Пс. 18), любовь (1 Иоан. 4:16), милосердие (Чис. 14:18), верность (Пс. 24:10), истина (Чис. 23:19) - раскрывается нам через откровения Его Слова.
2. Для веры: „Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия" (Рим. 10:17).
3. Для возрастания в вере: „Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение" (1 Пет. 2:2).
4. Для уверенности в спасении: „Это написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную" (1 Иоан. 5:13).
5. Для наставления в истинном учении: „Держащийся истинного слова, согласного с учением, чтоб он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать" (Тит. 1:9). Библия является необходимым ориентиром для нашего мышления и жизни. Сектанты же, наоборот, пользуются Библией как справочником, в котором отыскивают лишь подтверждение тому, чему они были научены.
6. Для надежного водительства по жизни: „Слово Твое -светильник ноге моей и свет стезе моей" (Пс. 118:105).
7. Для установки приоритетов в жизни: „Ищите же прежде всего Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам" (Мат. 6:3).
8. Для воспитания детей: „Итак положите эти слова Мои в сердце ваше и в душу вашу... и учите им сыновей своих" (Втор. 11:18-19).
9. Для правильного обращения с ближними: „Люби ближнего твоего, как самого себя" (Мат. 19:19). „По смиренномудрию почитайте один другого высшим себя" (Фил. 2:3). „Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас" (Мат. 5:43).
10. Для радости и подкрепления: „Вовек не забуду повелений Твоих, ибо ими Ты оживляешь меня" (Пс. 118:93). „И было слово Твое мне в радость и в веселие сердца моего" (Иер. 15:16).
11. Для утешения в трудных обстоятельствах: „Душа моя повержена в прах; оживи меня по слову Твоему" (Пс. 118:25).
12. Для помощи в нужде: „Призови меня в день скорби; Я избавлю тебя..." (Пс. 49:15).
13. Для охраны от ложных путей: „Повелениями Твоими я вразумлен, потому ненавижу всякий путь лжи" (Пс. 118:104). Иисус объясняет ложные пути человека незнанием Библии: „Заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией" (Мат. 22:29).
14. Для охраны от греха: „В сердце своем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить мне пред Тобою" (Пс. 118:11).
15. Для осознания вины: „Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности" (2 Тим. 3:16).
16. Для понимания происходящих событий: „Откровение Иисуса Христа... чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре" (Отк. 1:1).
17. В качестве основы для научной работы: Библия дает основополагающие принципы для многих наук. Эти принципы являются особо необходимыми предпосылками для работы в тех областях науки, которые имеют дело с вопросами происхождения (напр. в космологии, геологии, биологии) или человеческой природы (напр. в психологии и медицине).
18. Для познания воли Божией: „Чтобы вам познавать, что есть воля Божия" (Рим. 12:2). Воля Божия выражена не только в десяти заповедях (Исх. 29:1-17), но и в многочисленных других местах Библии (напр. 1 Фес. 4:3; 1 Фес. 5:18; 1 Пет. 2:15; Евр. 10:36; Евр. 13:21).
19. Для очищения мыслей: „Вы уже очищены чрез слово, которое Я проповедал вам" (Иоан. 15:3).
20. Для разумных действий: „Начало мудрости — страх Господень; разум верный у всех, исполняющих заповеди Его" (Пс. 110:10).
|
Как следует читать Библию?
1. К чтению Библии надо подходить молитвенно.
Лютер дал в свое время хороший совет: „Не клади руку на Писание, а молитвенно иди по его стезям".
а). Проси о том, чтобы Слово открылось тебе: „Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего" (Пс. 118:18).
б). Благодари и прославь Господа: „Уста мои произнесут хвалу, когда Ты научишь меня уставам Твоим" (Пс. 118:171).
в). Возрадуйся: „Радуюсь я слову Твоему, как получивший великую прибыль" (Пс. 118:162).
2. К чтению Библии следует подходить с ожиданием:
„Открываю уста мои, и воздыхаю; ибо заповедей твоих жажду" (Пс. 118:131).
3. К чтению Библии следует подходить духовно настроенным: „...чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве" (Рим. 7:6). Помимо того, что Библия повелевает скрупулезно обращаться с текстами (ср. с “Библия чрезвычайно...”), она предостерегает от фальшивого буквоедства застывшей безжизненной веры (Мат. 23:23,33) и указывает на правильный духовный смысл: „Он (Бог) дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа; потому что буква убивает, а дух животворит" (2 Кор. 3:6).
4. К чтению Библии следует подходить со смирением.
Божий мысли превосходят наш разум, поэтому не надо сомневаться, даже тогда, когда нам не все понятно. „Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои, говорит Господь" (Ис. 55:8).
5. К чтению Библии следует подходить с желанием:
„Как люблю я закон Твой! Весь день размышляю о нем" (Пс. 118:97).
6. К чтению Библии следует подходить с доверием:
„Но по слову Твоему закину сеть" (Лук. 5:5).
7. Библию следует читать как предназначенное нам лично письмо Божие.
Один из авторитетов пиетизма Бенгель сказал: „Писание - это послание, в котором мой Бог повелел сообщить мне, что должно быть моим ориентиром, и что будет Его масштабом, когда Он будет судить меня".
8. Библию следует читать много:
„Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу" (Кол. 3:16).
|
Десять обетований читающим Библию (читающим и исполняющим Слово)
1. Принадлежность Богу:
„Кто от Бога, тот слушает слова Божии" (Иоан. 8:47).
2. Мир:
„Велик мир у любящих закон Твой, и нет им преткновения" (Пс. 118:165).
3. Радость: „Это сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет, и радость ваша будет совершенна" (Иоан. 15:11).
4. Блаженство:
„Блажен соблюдающий слова пророчества книги этой" (Отк. 22:7).
5. Благополучие:
„И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет" (Пс. 1:3).
6. Успех:
„Да не отходит эта книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно" (Иис.Н. 1:8).
7. Услышанная молитва:
„Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам" (Иоан. 15:7).
8. Очищение мыслей:
„Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам" (Иоан. 15:3).
9. Путеводитель ко спасению:
„Священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса" (2 Тим. 3:15).
10. Дар вечной жизни:
„Слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня, имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь" (Иоан. 5:24).
|
|
Меню сайта
Статистика
Поиск по Библии
Облако тегов
Новости
|