Библейский Израиль

Суббота, 18.05.2024, 09:29

Приветствую Вас Гость Главная | Вопросы по Библии | Регистрация | Вход

Главная » Вопросы по Библии

Мы, люди, являемся единственными земными существами, которые задаются вопросами о смысле бытия. Нас волнуют три основных вопроса: откуда я? Для чего я живу? Куда я иду? Над этим размышляли многие. Философ Ганс Ленк из Карлсруэ подчеркивает, что от философии не следует ожидать каких-либо ответов. Он пишет:

„Философия редко дает окончательные решения содержательных вопросов; она является дисциплиной постановки проблем, а не наукой, выявляющей сущности и получающей результаты. Для нее новая проблемная перспектива гораздо важнее, чем хотя бы частичное решение традиционного вопроса".

Поэт Герман Гессе пишет: „Жизнь бесцельна, ужасна, глупа и все же чудесна - она не смеется над человеком, но ей до него столько же дела, сколько до дождевого червя". Французская писательница экзистенциалистского направления, атеистка Симона де Бовуар запуталась в бесцельности жизни: „Какой же смысл имеет жизнь, если она радикально уничтожается, превращается ничто! К чему она тогда была? В конечном счете бессмысленно все: красота жизни, поступки людей, решительно все. Жизнь абсурдна". Такие науки, как психология, биология, медицина тоже не могут дать нам ответ, так как вопрос о смысле не входит в их компетенцию.

Некоторые люди видят смысл их жизни в том, что они:

  • хотят творить добро: многие лелеют эту гуманную идею, не являющуюся еще чисто христианской. Хотя христианам тоже поручено делать добро (Гал. 6:10; 2 Фес. 3:13), однако творящий добро еще не является христианином.
  • хотят стать знаменитыми: спортсмены стремятся получить звание чемпиона мира и завоевать золотые медали. Деятели искусства ищут признания на сценах мира.
  • хотят создать себе бессмертие, продолжить свою жизнь в детях или в обществе (например, путем основания учреждений, носящих их имя). Другие желают увековечить себя в стихах, мемуарах, дневниках.

Не следует забывать: всякая мирская слава кратковременна. После смерти мы ничего от нее не имеем, ибо там, куда мы идем, „нет более части во веки ни в чем, что делается под солнцем" (Еккл. 9:6). Если жизнь наша сотворена Богом, то она может иметь смысл только тогда, когда прожита с Богом и под Его руководством. Сердце человека - даже если бы оно обладало всем счастьем этого мира - осталось бы неспокойным, пустым и неудовлетворенным: если бы не нашло мира в Боге. Поэтому спросим у Бога, в чем заключается смысл жизни. Кратко сформулируем это в трех пунктах:

1. Бог хочет, чтобы мы уверовали. Без спасительной веры в Господа Иисуса Христа мы погибнем. Поэтому Павел сказал темничному стражу в Филиппах: „Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой" (Деян. 16:31). В этом смысле „Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины" (1 Тим. 2:4). Поскольку это спасение имеет первостепенное значение для всякой человеческой жизни, Господь Иисус прежде всего сказал расслабленному: „Прощаются тебе грехи твои!" (Мат. 9:2). Спасение души, с точки зрения Бога, имеет преимущество перед исцелением телесным.

2. Когда мы спасены, мы служим Богу: „Служите Господу с веселием!" (Пс. 99:2). Как последователи Иисуса, мы должны так построить свою жизнь, чтобы спасать других (Мат. 28:19).

3. „Люби ближнего своего, как самого себя" (Мат. 22:39). Этой заповедью Бог обязывает нас любить не только тех, кто живет в Африке или в Чили, но и тех людей, которые непосредственно вверены нам: супруга или супругу, детей, родителей, соседей, товарищей по работе. Библия предвидит, что мы любим самих себя, но эта любовь должна распространяться и на ближних.

То, что мы сделали в вере из перечисленного в пунктах 2 и 3, Библия называет плодами нашей жизни. В отличие от всех преходящих достижений, плод любви пребывает (Иоан. 15:16). Бог хочет видеть их в конце нашей жизни и спрашивает нас, что мы сделали с доверенными нам „талантами" (жизнью, временем, деньгами, дарованиями) (Лук. 19:11-28). Даже чаша холодной воды, поданная во имя Иисуса, имеет значение для вечности (Мат. 10:42).



Кто всем сердцем уверовал в Иисуса Христа, у того сразу будет заметна перемена в жизни. Для обновленной жизни характерны три следующих момента:

1. Разрыв с грехом. После покаяния человек получает прощение и в обновленной жизни решительно порывает с грехом. Как возрожденные христиане, мы не безгрешны, но то, что раньше казалось нормальным явлением, теперь для нас несчастный случай. Соблюдение заповедей, которые задуманы не как запреты, а как советы для успешной жизни, решающим образом изменяет нашу жизнь. Этой новой ориентацией мы проявляем нашу любовь к Богу (1 Иоан. 5:3), а для окружающих нас людей мы становимся „письмом Христовым" (2 Кор. 3:3).

2. Повседневная жизнь в вере. Верующий в Христа и, следовательно, систематически читающий Библию, найдет в ней много полезных советов на все случаи жизни, некоторые из которых приводятся ниже. Поскольку в этом разделе речь идет, в основном, о земном аспекте веры, то ветхозаветние книги Притч и Екклесиаст цитируются особенно часто. Мы находим в них наставления по отношению к себе (а) и в отношении того, как поступать с людьми (б):

а) По отношению к себе:

  • Тело
    (Рим. 13:14; 1 Кор. 3:17; 1 Кор. 6:19)
  • Пища и питие
    (Пр. 23:20)
  • Пища до грехопадения
    (Быт. 1:29)
  • Пища после потопа
    (Быт. 9:3-4; 1 Кор. 8:8; Кол. 2:16; 1 Тим. 4:3-5)
  • Сон
    (Пс. 4:9; Пр. 6:6-11; Пр. 20:13; Еккл. 5:11)
  • Необходимый труд
    (Исх. 20:9-11; Исх. 23:12; Пр. 6:6-11; Пр. 14:23; Пр. 18:9; Пр. 21:25; Еккл. 3:13; Еккл. 10:18; 2 Фес. 3:10)
  • Труд как жизненный принцип
    (Еккл. 2:3-11)
  • Оплата труда
    (Ис. 65:23; Иер. 22:13; Лук. 10:7)
  • Свободное время
    (Пр. 12:11)
  • Зарабатывание средств на жизнь
    (Еккл. 4:6; 1 Тим. 6:6-8; Евр. 13:5)
  • Земные устремления
    (Еккл. 2:2-11)
  • Собственность
    (Мат. 6:19; Пр. 10:22)
  • Богатство
    (Пр. 11:28; Пр. 13:7; Пр. 14:24; Еккл. 5:18)
  • Строительство дома
    (Пс. 126:1; Иер. 22:13)
  • Спорт
    (1 Кор. 9:24-25; 1 Тим. 4:8)
  • Заботы
    (Пс. 54:23; Пр. 12:25; Фил. 4:6; 2 Тим. 2:4; 1 Петра 5:7)
  • Секс в супружеской жизни
    (Пр. 5:18-19; Еккл. 9:9; 1 Кор. 7:3-6)
  • Секс вне супружеской жизни
    (Пр. 5:20-23; Пр. 6:24-32; Иер. 5:8-9; Евр. 13:4)
  • Грех
    (Быт. 4:7; Пс. 64:4; Плач Иер. 3:39; Иоан. 20:23; 1 Иоан. 1:9; 1 Иоан. 5:17; Евр. 12:1)
  • Алкоголь
    (Пс. 103:15; Пр. 23:29-35; Пр. 20:1; Еф. 5:18; 1 Тим. 5:23)
  • Речь
    (Пс. 118:172; Пр. 12:14,22; Пр. 14:3-5; Пр. 18:20-21; Пр. 25:11; Еф. 5:19; Кол. 4:6; Иак. 1:19; Евр. 13:16)
  • Искушение
    (1 Пет. 1:6-7; Иак. 1:2,12)
  • Угрызения совести
    (1 Иоан. 3:20)
  • Гнев
    (Еф. 4:26)
  • Время
    (Лук. 19:13; 1 Кор. 7:29; Еф. 5:16)
  • Устремления души - чувствования
    (Фил. 2:5)
  • Сны
    (Еккл. 5:6)
  • Радость
    (Пс. 117:24; Пр. 15:13; Пр. 17:22; Фил. 4:4; 1 Фес. 5:16)
  • Добро по отношению к самому себе
    (Мат. 22:39)
  • Точная мера
    (Пр. 11:1.24; Пр. 20:10)
  • Собственная философия или религия
    (Пр. 14:12)
  • Юность
    (Пс. 118:9; Еккл. 12:1)
  • Старость
    (Пс. 70:9)
  • Смерть
    (Иов. 14:5; Пс. 87:4; Еккл. 8:8)

Как вести себя в следующих случаях:

  • Болезнь
    (Еккл. 7:14; Иак. 5<.14-16)
  • Нужда
    (Пс. 45,2; Пс. 49,15; Пс. 76,3; Пс. 72,21-28; Пс. 106:6-8; Фил. 4:19)
  • Депрессии
    (Пс. 41:6; Пс. 118:25)
  • Страх человеческий
    (Пс. 55:12; Пс. 117:6.8; Пр. 29:25)
  • Несчастье
    (Ис. 45:7; Плач Иер. 3:31-37; Амос 3:6)
  • Повседневные заботы
    (Еккл. 9:10; Кол. 3:17)
  • Даяния
    (Пр. 11:24-25; Еккл. 11:1; Мал. 3:10; 2 Кор. 9:6-7)
  • Принятие залога
    (Исх. 22:25-26)
  • Поручительство
    (Пр. 6:1-3; Пр. 11:15; Пр. 17:18)
  • Поиски путеводителя
    (Пс. 36:5; Пс. 85:11; Пс. 118:105)
  • Поиски спутника жизни
    (Песни Песн. 3:1; Ам. 3:3; 2 Кор. 6:14)
  • Страдание за правду
    (1 Пет. 3:14)
  • Лжеучения
    (Кол. 2:8; 2 Пет. 3:17; 1 Иоан. 4:6)
  • Намерения
    (Еккл. 9:10; Фил. 4:13; Кол. 3:23)

б) Как вести себя по отношению к другим людям:

  • Супруг
    (Еф. 5:22-28; 1 Пет. 3:1-7; Евр. 13:4)
  • Дети
    (Втор. 6:7; Пр. 13:1; Еф. 6:4; Кол. 3:21; 1 Тим. 3:12)
  • Родители
    (Исх. 20:12; Пр. 6:20; Пр. 30:17; Еф. 6:1-3)
  • Друзья
    (Мих. 7:5)
  • Богобоязненная и добродетельная жена
    (Пр. 12:4а; Пр. 31:10-31)
  • Сварливая и распущенная жена
    (Пр. 11:22; Пр. 12:4; Пр. 21:19)
  • Враги
    (Пр. 25:21-22; Пр. 24:17; Мат. 5:22.44; Рим. 12:14)
  • Злые люди
    (Пр. 1:10; Пр. 24:1-2; 1 Пет. 3:9)
  • Глупцы
    (Пр. 9:8; Пр. 23:9)
  • Верующие
    (Рим. 12:10; Гал. 6:2.10; Еф. 4:32; Фил. 2:4; 1 Пет. 3:8-9)
  • Далекие от веры
    (Мат. 10:32-33; Деян. 1:8; Кол. 4:5; 1 Пет. 2:12,15)
  • Советчики
    (Пр. 15:22)
  • Окружающие
    (Мат. 22:39; Гал. 6:10; 1 Иоан. 4:17-18)
  • Наставники в вере
    (Евр. 13:7)
  • Больные
    (Мат. 25:36; Иак. 5:14-16)
  • Врач и лекарства
    (Мат. 9:12; 1 Тим. 5:23)
  • Пришельцы и гости
    (Мат. 25:35; Рим. 12:13; Евр. 13:2)
  • Бедные
    (Пр. 3:27; Пр. 19:17; Мат. 25:34-40)
  • Заблуждающиеся
    (Иак. 5:19)
  • Лжеучители
    (1 Иоан. 4:1-3; Иуда 23)
  • Сомневающиеся
    (Иуда 22,23)
  • Радующиеся или скорбящие
    (Пр. 17:22; Рим. 12:15)
  • Вдовы
    (1 Тим. 5:3; Иак. 1:27)
  • Старцы
    (Лев. 19:32; Пр. 23:22; 1 Тим. 5:1,2)
  • Умершие
    (Еккл. 9:5-6)

в) Как относиться к:

  • Церкви
    (Деян. 2:42; Евр. 10:25)
  • творению
    (Быт. 1:28)
  • государству
    (Мат. 22:21; Рим. 13:1-7; 1 Пет. 2:13)
  • Израилю
    (Зах. 2:8)

3. В мире, но не от мира. Господь Иисус определил сферу деятельности верующего во Христа следующим образом: „...а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир" (Иоан. 15:19). Верующий в Иисуса, хотя и живет в этом мире, как все другие, но его жизнь помимо тех сторон, которых касался пункт 2, имеет вечную составляющую, которая выражается в его связи с Богом Отцом и Его Сыном и в духовном поведении:

а) Отношение к Богу и Иисусу Христу:

  • любить Бога
    (Втор. 6:5; Пс. 30:24; Мат. 22:37)
  • познавать Его
    (Пс. 45:11)
  • верить в Него
    (Евр. 11:6)
  • думать о Нем
    (Пр. 3:5-6; Еккл. 12:1)
  • выполнять Его заповеди
    (Пр. 12:13; Мих. 6:8)
  • благодарить Его
    (Пс. 106:8; Еф. 5:20; Кол. 4:2)
  • прославлять Его
    (Пс. 102:1-2; Еф. 5:19)
  • воспевать Его
    (Пс. 67:5; Пс. 95:1)
  • призывать Его в нужде
    (Пс. 49:15)
  • поклоняться Ему
    (Мат. 4:10)
  • приближаться к Нему
    (Иак. 4:8)
  • любить Господа Иисуса
    (Иоан. 21:16; 2 Кор. 5:6; 2 Тим. 4:8)
  • призывать Его
    (Деян. 7:58; Рим. 10:13)
  • прославлять Его
    (Отк. 5:12)
  • принять Его
    (Иоан. 1:12)
  • верить в Него
    (Мар. 16:16; Иоан. 11:25-26; Деян. 16:31; 1 Моан. 3:23)
  • расти в Его познании
    (Еф. 4:13)
  • слушаться Его
    (2 Кор. 10:5; 1 Пет. 1:22)
  • следовать за Ним
    (Лук. 14:27; Лук. 14:33)
  • служить Ему
    (Еф. 6:7)
  • иметь общение с Ним
    (Иоан. 15:2; 1 Кор. 1:9; 1 Кор. 11:23-29; 1 Иоан. 1:3)
  • пребывать в Нем
    (Иоан. 15:4)
  • молиться Ему и во имя Его
    (Иоан. 14:13-14; Деян. 7:58; Еф. 5:20)

б) Духовная работа и поведение:

  • отдавать приоритет Царствию Божиему
    (Мат. 6:33; Кол. 3,2)
  • работать на ниве Божией
    (Пс. 125:5-6; Лук. 19:13)
  • приносить духовные плоды
    (Гал. 5:22; Еф. 5:9)
  • собирать сокровища на небесах
    (Мат. 6:20)
  • распространять Слово Божие
    (2 Кор. 5:20; 1 Фес. 1:8)
  • делать угодное Богу
    (Еф. 5:10; 1 Фес. 2:4)
  • проповедовать Евангелие
    (Мат. 28:19-20; Фил. 1:27; 1 Тим. 6:12)
  • быть в общении с верующими
    (Мат. 18:20; Деян. 2:42)
  • освящаться
    (1 Фее. 4:3; 2 Фес. 2:13; Евр. 12:14)
  • читать Библию
    (Иис. Н. 1:8; Пс. 118:162; Кол. 3:16)
  • иметь духовные цели
    (Фил. 3:14)

Различаются три вида сновидений:

1. Сны от Бога. В Библии говорится о некоторых сновидениях, посредством которых Бог говорил с людьми (например с Иосифом: Мат. 1:19-25). В этих случаях человек, видящий сон, либо узнавал Бога как непосредственно пославшего сон (например Соломон: 3 Цар. 3:5-15; Даниил: Дан. 7), либо Бог посылал истолкователя Своей вести (например Иосиф истолковал в темнице сны хлебодара и виночерпия: Быт. 40). Сновидения, в которых с нами говорит Бог, можно распознать по тому, что они не отягощают и не пугают; они вскоре могут проявиться в виде особой помощи в каких-то жизненных ситуациях. Однако, такая форма откровения Бога, как подсказывает опыт, происходит в исключительных случаях.

2. Сны, не имеющие значения. Большинство сновидений бывает мимолетными и ничего не значащими, как об этом говорится в Иов. 20:8: „Как сон, улетит, и не найдут его; и, как ночное видение, исчезнет." Не следует пытаться толковать сны: „Вещуны видят ложное и рассказывают сны лживые" (Зах. 10:2). На помощь приходит следующее объяснение из апокрифической книги Сирах 34:1-8:

„Пустые и ложные надежды - у человека безрассудного, и сонные грезы окрыляют глупых. Как обнимающий тень или гоняющийся за ветром, так верящий сновидениям. Сновидения совершенно то же, что подобие лица против лица. От нечистого что может быть чистое, и от ложного что может быть истинное? Гадания и приметы и сновидения - суета, и сердце наполняется мечтами, как у рождающей. Если они не будут посланы от Всевышнего для вразумления, не прилагай к ним сердца твоего. Сновидения ввели многих в заблуждение, и надеявшиеся на них подверглись падению".

3. Сновидения как еще не осмысленные переживания. Из подсознательного, недоступного осознанной воле и разуму, могут подниматься сновидения, обусловленные различными жизненными ситуациями: непреодоленные страхи, непризнанная вина, не вполне преодоленные переживания (например, переживания в связи с войной, волнения в связи с экзаменом, кризисы в супружеской жизни). Задавшего этот вопрос, по-видимому, мучают сны такого рода. Освободиться от них можно через заботливое душепопечение. Поскольку в большинстве подобных случаев все связано с чувством вины, лучший выход из положения - обрести прощение.



Прежде чем назвать это слово, Библия знакомит нас с его происхождением (Быт. 3:1-13). Она не начинает с теории, но знакомит с практической стороной этого вопроса и делает отсюда выводы. Грех проник в этот мир через искусительный вопрос: „Подлинно ли сказал Бог?" (Быт. 3:1). Следовательно, грех есть действие, противопоставленное воле Божией. Лучшим зеркалом для распознания своей греховности являются десять заповедей (Исх. 20:1-17) и Нагорная Проповедь Иисуса (Мат. 5-7). Живя без слова Божия, мы не знаем Его волю и, следовательно, автоматически и постоянно будем жить во грехе. Впервые встречающееся в Библии слово грех (евр. хаттат, Быт. 4:7) означает уклонение от цели, точно так же переводится греческое слово хамартиа. Другие значения этого слова: свернуть с пути, извращение (евр. авон), злость, подлость (евр. раа), насилие (евр. хамас), злонамерение (евр. реша). Любая неправедность есть грех: „Горе тому, кто строит дом свой неправдою" (Иер. 22:13). В Новом Завете мы находим подобное определение греха: „А все, что не по вере, грех" (Рим. 14:23). Беццель определяет грех как замыкание человека на самого себя. В Иоанна 16:9 Иисус идентифицирует грех с неверием в Него: „.., что не веруют в Меня." Грех является величайшей преградой в отношениях между Богом и человеком. Кто не исправит свой путь через покаяние и обращение (1 Иоан. 1:9), тот испытает на себе последствия отклонения от пути: „Ибо возмездие за грех - смерть" (Рим. 6:23). У многих людей на первом месте стоит вопрос о здоровье, но они упускают из вида самое страшное: смертельную болезнь - грех.



Чтобы ответить на эти, в настоящее время становящиеся все более жгучими, вопросы, изложим пять библейских положений. Воспользуемся одним из основных принципов толкования Библии, при котором решение проблемы основывается не на одном единственном месте, а подкрепляется несколькими контекстами (см. принципы "Следует всегда учитывать..." и "Некоторые библейские учения..." в Приложении):

1. Брак и пол. При сотворении человека Бог установил брак. Это было его волей и добрым замыслом: „Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему" (Быт. 2:18). Брак предусмотрен как пожизненное общение (Мат. 19:6), и поэтому церковное сочетание включает фразу „пока смерть не разлучит вас". При учреждении этого Богом установленного общения мужчины и женщины Творец сказал: „Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть" (Быт. 2:24). „Одна плоть" предполагает физическое единение, половую жизнь. Однако этим не исчерпывается смысл этого выражения, оно подразумевает всего человека, в том числе, его душу и дух. Два человека с различными до сих пор жизненными путями вступают в самое тесное общение, какое только существует. Они становятся „одно" в своих ощущениях, мыслях, как духовно, так и физически. Пол есть дар Божий, и супружеские сношения, по мнению Библии, служат не только средством деторождения:

„Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим"
(1 Кор. 7:5).

„Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей, любезною ланию и прекрасною серною; груди ее да упоявают тебя во всякое время; любовью ее услаждайся постоянно!"
(Пр. 5:18-19).

„Наслаждайся жизнью с женою, которую ты любишь"
(Еккл. 9:9).

Библия дает советы относительно правильного отношения к сексуальности. Она отмежевывается как от чопорности (Песн. Песн. 4), так и от сладострастия (Иер. 5:8); условиями и рамками являются любовь и уважение (Кол. 3:19; 1 Пет. 3:7).

2. Брак и Церковь, как Божий установления. В нашем мире существует много форм человеческого общения, из которых брак и семья, церковь и государство (Рим. 13:1-7) - от Бога. Церковь же Иисуса Христа и брак являются особыми установлениями Божиими и, следовательно, вопреки мнению некоторых, ни в коем случае не человеческими изобретениями, оба они злословятся в этом безбожном мире (1 Тим. 4:3; Отк. 2:9). Со времени сотворения мира не существовало ни одной человеческой культуры без семьи. Она никогда не отживала и всегда будет жить, вопреки разрушительным тенденциям в общественном мнении и неправильным семейным отношениям, ибо она создана для человека и находится под Божиим попечительством. Точно так же и Церковь, по обетованию Божию, не смогут одолеть врата ада (Мат. 16:18).

3. Брак как прообраз. Библия часто отождествляет веру и отношения между Богом и человеком с супружескими отношениями. „Как юноша сочетается с девою,... и как жених радуется о невесте, так будет радоваться о тебе Бог твой" (Ис. 62:5). Поэтому брак является прообразом (греч. мюстерион = тайна) отношения Христа к Своей Церкви: „Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее... так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя" (Еф. 5:25,28). Об этой аналогии Слово Божие говорит нам: „Тайна сия велика!" (Еф. 5:32). Из того, что брак есть прообраз вечного общения со Христом, следует, что брак есть общение на всю жизнь. Всякий развод искажает Божьи представления и разрушает таинство. Поэтому понятна бескомпромиссная позиция Иисуса в вопросе о разводе: „Так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает" (Мат. 19:6 и далее 7-9).

4. Блуд как прообраз. Если супружеская жизнь, основанная на любви и верности, является образом отношения Бога к Своему народу, то, следовательно, отступничество от Бога и поклонение чужим богам и идолам Библия называет прелюбодейством или блудом:

„Видел ли ты, что делала отступница, дочь Израиля? Она ходила на всякую высокую гору и под всякое ветвистое дерево, и там блудодействовала. И явным блудодейством она осквернила землю, и прелюбодействовала с камнем и деревом"
(Иер. 3:6,9).
„Видел я прелюбодейство твое и неистовые похотения твои, твои непотребства и твои мерзости на холмах в поле"
(Иер. 13:27).

5. Что такое блуд? Для слов блуд и разврат в Новом Завете используется одно выражение (греч. порнейа), которое мы встречаем в слове „порнография". Слово „развратный" (греч. парнос) употребляется в Новом Завете, с одной стороны, по отношению к блудникам и гомосексуалистам (например, 1 Кор. 6:9, - см. ниже), с другой стороны, как родовое понятие для обозначения всякого удовлетворения полового влечения вне установленного Богом супружеского общения (например, 1 Кор. 6:18; 1Фес. 4:3). Сюда относятся:

  • добрачные половые связи (Втор. 22:28)
  • интимные связи с чужой женой (Лев. 18:20; Иер. 5:8-9; Мат. 5:32)
  • гомосексуализм (Быт. 19:5; Рим. 1:26-27; 1Тим. 1:10)
  • кровосмешение (1 Кор. 5:1)
  • скотоложство (Лев. 18:23)

Занимающихся блудом и развратом ждет суровая кара Божия:

„Ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники... Царства Божия не наследуют"
(1 Кор. 6:9-10).
„Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог"
(Евр. 13:4).
„А вне - ...любодеи и убийцы, и идолослужители и всякий любящий и делающий неправду"
(Отк. 22:15).

Выводы: В этих библейских принципах мы находим ответы на заданные нам вопросы. Сожительство не состоящих в браке партнеров, так же как и добрачные или внебрачные половые связи Библия характеризует как блуд и предупреждает, что таковые Царства Божия не наследуют, если только не порвут с грехом и не покаются (ср. в приложении "К вопросу о подходе...").

Какой момент считается началом супружеской жизни? По мере того, как люди все более отдаляются от заповедей Божиих, все чаще и чаще наблюдается, что незамужние пары живут вместе, образуя подобный супружескому, но „свободный" союз. Они, однако, не являются супругами, хотя некоторые и не видят разницы между таким сожительством и браком. В ранее разобранном пункте 5 мы уже подчеркнули, что Бог осуждает такие отношения.

Из Библии мы узнаем, что началом брака считается:

  • не намерение четы начать совместный жизненный путь. Иаков хотел жениться на Рахили. Когда он отслужил положенные до свадьбы семь лет, Иаков сказал своему тестю Лавану: „Дай жену мою; потому что мне уже исполнилось время, чтобы войти к ней" (Быт. 29:21). Здесь уже шла речь о половых отношениях. Из контекста следует:
    а) до супружества Иаков не имел с Рахилью половых отношений;
    б) брак их вступал в силу со дня свадьбы.
  • не тот факт, что между четой имелись половые сношения. В Израиле существовал порядок: если мужчина опорочит девицу, он был обязан жениться на ней и, по обычаю того времени, уплатить выкуп (Втор. 22:28-29). Интимные отношения до момента официального заключения брака были запрещены.

Определение начала супружества: брак считается действительным (в том числе и перед Богом) с момента, когда муж и жена прошли через официально установленный в их обществе ритуал заключения брака. Это определение становится понятным на примере описанных в Библии свадеб. Оно основано на следующем принципе толкования Библии: из множества отдельных событий присущее им общее принимается за библейское учение. Это определение применимо как в любом отдаленном племени с его собственными, официально признанными в нем церемониями, так и в нашем обществе с учрежденными у нас бюро ЗАГС.

Во всех случаях важно, чтобы окружающим было официально известно о том, что чета является супружеской. Тем самым они больше не считаются возможными партнерами других. Согласно Нагорной проповеди Иисуса, если мужчина смотрит на женщину с вожделением (или наоборот), то он (она) становится прелюбодеем (Мат. 5:28). Иисус сказал женщине у колодца Иаковлева, что муж, которого она имеет, не муж ей (Иоан. 4:18). Если бы она была официально „зарегистрирована" с ним, Иисус не разговаривал бы с ней так. Библия нигде не определяет внешних форм заключения брака, однако, существует определенный день свадьбы, начиная с которого муж и жена официально принадлежат друг другу. Во времена Авраама это происходило иначе (Быт. 24:67), чем в дни Самсона (свадебный пир длился семь дней: Суд. 14:10-12), или во времена Иисуса (брак в Кане: Иоан. 2:1-11). В ФРГ признанной общественно-правовой формой начала брака является лишь его официальная регистрация. Поэтому официальная регистрация считается действительной и пред Богом, как мы уже видели выше из определения, основанного на Библии.



Вопросом веры занималось много мыслителей. Все они высказывали различные мнения, которые, однако, не являются результатом нейтрального мышления, а лишь отражением их личной точки зрения.

Критические точки зрения. Атеист Т. Лебзак считает: „Вера отстаивает предвзятые убеждения и отвергает положения науки, когда они противоречат этим убеждениям. Этим самым вера, в конечном итоге, является смертельным врагом науки". В подобном критическом тоне высказался И. Кант: „Я должен был отказаться от знания, чтобы дать место вере". Этим противоречащим Библии мнением он подготовил почву для возникновения различных философских течений, диаметрально противоположных вере. Крайним выражением критического разума является лозунг на одной из стен вновь построенной средней школы в Норфе близ Нейсса, гласящий: „Не доверяй никому, кто имеет своего Бога на небе".

Позитивные точки зрения. Величайшему физику всех времен, Исааку Ньютону, принадлежит изречение: „Кто думает лишь поверхностно, тот не верит в Бога; кто же мыслит глубоко, не может не верить в Бога". Знаменитый математик Блез Паскаль с такой же убежденностью утверждает: „Как вся природа говорит о Боге тем, которые знают Его, и раскрывается любящим Его, таким же образом она хранит свои тайны от тех, кто не ищет и не знает Его".

Обе противостоящие точки зрения ясно свидетельствуют, что вера не является следствием невежественности, но зависит лишь от личной позиции, которую можно изменить, но не философскими размышлениями, а только через обращение к Иисусу Христу, которое Библия называет покаянием. Для необращенного человека вопросы веры являются юродством (1Кор. 1:18), и он не может их понять (1Кор. 2:14). Человек же, ходящий во Христе, наставляется на всякую истину (Иоан. 16:13), его вера имеет твердое основание (1Кор. 3:11), его вера есть нечто однозначно определенное:

„Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом" (Евр. 11:1).


Два слова - обращение и возрождение - используются для описания процесса нашего спасения. Обращение - это то, что делает человек, а возрождение совершает Бог. Таким образом, обращение есть человеческая, а возрождение - Божия сторона одного и того же процесса. В ночной беседе с Никодимом Иисус сказал: „Если кто не родится свыше, не может увидеть Царства Божия" (Иоан. 3:3). Следовательно, рождение свыше необходимо для того, чтобы попасть на небо. Рождение свыше, как и естественное рождение - пассивный процесс. При естественном рождении мы приходим в этот мир и становимся его гражданами. Таким же образом, право на небесное жительство мы получаем только через рождение. Поскольку все мы уже один раз родились. Библия называет это второе рождение с правом на небесную (вечную) жизнь рождением свыше.

При покаянии мы отказывается от старого грешного образа жизни и обращаемся ко Христу. Кто обратится к Богу всем своим естеством, тот становится своим на небе. Бог отвечает тем, что дает нам новую, вечную жизнь; это наше рождение свыше. С каким бы то ни было внешним символом этот процесс не связан, однако, жизнь во Христе вскоре становится отмечена видимыми плодами Духа, которые суть любовь, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, воздержание (Гал. 5:22-23).



Меня радует, что вы так вызывающе поставили этот вопрос, ибо стоит отчитаться и в этом. Если вы хотите, чтобы евангельскую весть вам принес ангел с неба, то вам придется ждать, пожалуй, всю жизнь. Бог Сам совершил спасение в Иисусе Христе, но нести добрую весть об этом он доверил людям. Воля Божия состоит в том, чтобы ученики Иисуса взяли на себя задачу обращать в учеников Иисуса других людей и наставлять их в библейской истине (Мат. 28:19-20). Поэтому мы можем учить во имя Господа, создавшего небо и землю, „ибо мы соработники у Бога" (1 Кор. 3:9). К этому служению призваны все верующие в Иисуса Христа, и с нас однажды спросится, как мы поступили с доверенным нам Евангелием (Лук. 19:11-27). Посол является самым высоким аккредитированным представителем правительства за границей. Он уполномочен выступать от имени своего правительства. Поручив нам проповедь Евангелия, Сын Божий поставил нас в не менее высокое положение, чем послы, ибо в Новом Завете ясно сказано: „Итак мы - посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает чрез нас, от имени Христова просим: примиритесь с Богом" (2 Кор. 5:20). В Луки 10:16 Иисус говорит: „Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня". Итак, наше служение не самозванное, мы уполномочены на это самим Богом.


С постройкой вавилонской башни, как известно, связано наказание смешением языков. Менее известным является то, что Бог оставил с тех пор человеку полную свободу действий: „И не отстанут они от того, что задумали делать" (Быт. 11:6). Бог предоставляет человеку свободу делать то, что ему не следовало бы делать. Было бы лучше, если бы человек не умел строить газовых камер, чтобы уничтожать в них массы людей; изобретать атомную бомбу, чтобы стирать с лица земли города; придумывать идеологические системы, порабощающие людей. Человек сумел осуществить полет на Луну, научился делать пересадку органов и манипулировать генами. Отошедший от Бога человек считает себя независимым и не знает границ в своих действиях. Его собственные деяния становятся судами для него. Верующий в Бога человек руководствуется библейской мерой и не станет делать всего, что возможно. Давая наставление „плодитесь и размножайтесь" (Быт. 1:28), Бог делает нас соучастниками процесса творения. Созданием мужского и женского пола Бог заложил предпосылки этого творческого процесса, но при всем том Бог остается ваятелем: „Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей" (Пс. 138:13). В манипуляциях с генами мы вмешиваемся в заданный Богом процесс и искажаем его: гены, перенесенные в оплодотворенную клетку, могут передаваться последующим поколениям. Это вмешательство необратимо и таит в себе очевидную опасность. В утопической картине будущего Ч. Флеминг видит конечную цель генетики в создании сверхчеловека: „Лучшие умы человечества... разработают генетические методы, изобретут новые качества, органы и биосистемы, которые будут служить во имя счастья и удовольствия тех богоподобных существ, чьим жалким предвосхищением мы сегодня являемся".

Ставя такую цель, человек становится презирающим Бога Прометеем:


Вот я формирую людей
по образу моему,
род, подобный мне,
на страдания и плач,
для наслаждения и радости,
род, игнорирующий Тебя
как Я.


И.В.Гете

Альберт Швейцер ввел известное понятие „благоговение перед жизнью", которое - будь оно применено к человеку - предотвратило бы то, что в мире ежегодно совершается 80 миллионов абортов. Швейцер был последовательным и не остановился на этом, он и в джунглях пытался никогда не наступать на насекомых. В индуизме также строжайшим образом запрещено убивать животных, так как существует поверье, что человек после смерти может продолжать жить в каком-либо животном. Вследствие этого, в Индии в восемь раз больше крыс, чем людей. Их потребность в пище становится неразрешимой проблемой; причиняемый ущерб невозможно описать. Библейская заповедь „не убивай" (Исх. 20:13) распространяется исключительно на людей, но не на животных, ибо ясно сказано, что они даны людям в пищу (Быт. 9:3). Усиление заповеди „не убий" Иисусом ни в коей мере не распространяется на животный мир (Мат. 5:21-26).

Заданный вопрос предполагает, будто Иисус мог поступать подобно индусу или Альберту Швейцеру и Франциску Ассизскому, который возлагал на себя наказание, когда наступал на насекомое. Бог показывает через Библию, как следует правильно относиться к миру животных. Всему первоначальному творению была дана оценка „...и вот, хорошо весьма" (Быт. 1:31). Поэтому не существовало болезней, смерти, не было насекомых-вредителей и опасных зверей. Грехопадение привело к перелому и в животном мире, в котором различные виды животных отличаются друг от друга. Так, например, существует категория чистых и нечистых животных (Быт. 7:2). Далее следует различие между лютыми (Лев. 26:6) и полезными животными, причем защита последних даже узаконена в десяти заповедях (Исх. 20:10,17). Во Второзаконии 25:4 говорится: „Не заграждай рта волу, когда он молотит". Другие животные после грехопадения потеряли свое первоначальное позитивное значение для человека и превратились во вредителей. В Библии особенно говорится о саранче, жуках, гусенице, жабах и вредителях, которые, размножившись в огромных количествах, становятся судами Божиими (Исх. 10:12; Пс. 77:45-46; Пс. 104:30-34; Иоил. 2:25; Ам. 4:9). Змеи и скорпионы также являются воплощением злых сил, от которых человека может уберечь Бог (Чис. 21:8-9; Лук. 10:19), или которые посылаются на человека для осуществле- ния Божиего суда (Чис. 21:6).

Причиной большинства болезней являются микроорганизмы (вирусы, бактерии, паразиты). Когда Иисус исцелял все болезни (Мат. 4:23), Он уничтожал и эти опасные организмы, угрожавшие здоровью человека. Мы создадим искаженное представление об Иисусе Христе, если мы припишем Ему нереалистическую оценку падшего творения. В Его власти повелевать разрушительным силам, таким, как ветер и волны (Мат. 8:27), болезни и смерти (Мат. 8:3; Иоан. 11:43-44), демонам и злым духам (Лук. 11:14). Иисус явился к нам одновременно как Сын Божий и как человек. Он „уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек" (Фил. 2:7), то есть, Он попадал в такие же ситуации, как и любой другой человек, в том числе страдал от укусов москитов, комаров, оводов и мух. Библия не сообщает подробностей о том, как Он в таких случаях поступал. Однако, из вышесказанного мы можем заключить, что Он прогонял и убивал их.



Величественные пирамиды египтян свидетельствуют о тогдашних знаниях строительной техники и архитектуры, но еще красноречивее свидетельствуют они о том, что люди верили в продолжение жизни после смерти. Без такой веры не существует на этой земле ни одной культуры или племени. Из этого ряда не исключены даже атеисты. Когда после смерти северовьетнамского революционера Хо Ши Мина (1890-1969) перед коммунистическим руководством зачитывалось его завещание, в нем было написано: „Я иду, чтобы вновь встретиться с товарищами Марксом, Энгельсом и Лениным". Почему это происходит? Да потому, что Бог вложил в сердца людей вечность (Еккл. 3:11 - в русском переводе неточно „мир"). Смерть является для нас стеной, и нам не дано видеть того, что находится по ту сторону этой стены; лишь Один смог проломить ее. Он побывал там и вернулся из потустороннего мира обратно: им был Господь Иисус Христос! Он умер на кресте и на третий день воскрес из мертвых. От Иисуса, который попрал смерть, нам доподлинно известно, что со смертью наше существование не прекращается. Он засвидетельствовал нам правду о небе и аде. Мы созданы для вечности и через веру в Него призваны к вечной жизни: „Я есть воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет" (Иоан. 11:25).


Слову „жизнь" в языке Нового Завета соответствует два совершенно различных слова: биос и зоэ. Биос означает биологическую жизнь не только человека, но и всего живого. Жизнь эта проходит быстро, уносится как наводнение. как сон, как быстро увядающая трава (Пс. 89:6; Пс. 102:15). В книге Иова 14:1-2 мы читаем: „Человек, рожденный женою, краткодневен и пресыщен печалями. Как цветок, он выходит, и опадает; убегает, как тень, и не останавливается". В другом месте эта жизнь сравнивается с паром: „Ибо что такое жизнь ваша? Пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий" (Иак. 4:14).

Отто фон Бисмарку принадлежит изречение: „Жизнь прожить - все равно, что удачно вырвать зуб. Думаешь, что самое главное еще только предстоит, и вдруг обнаруживаешь, что все уже позади". Поэт Х.ф. Геббель считал: „Жизнь - это горькая миндалина, завернутая в семь слоев золоченой бумаги", а эссеист Адольф Райи, определил жизнь как „общее захоронение надежд и разочарований". Библия, в противоположность этому, дает нам совершенно другую перспективу: там, где люди воспринимают жизнь как дар Божий и строят ее в соответствии с учением Христовым, она приобретает новые масштабы, которые раскрываются греческим словом зоэ. Зоэ - означает жизнь с Богом, реальную, неуничтожимую, вечную жизнь. Иисус Христос пришел в этот мир, чтобы дать нам вечную жизнь. Она не только сопряжена с Его личностью, но вечная жизнь именно в Нем. В Иоанна 14:6 Иисус говорит: „Я есмь... (вечная) жизнь!" (греч. зоэ). Об идентичности Иисуса и вечной жизни свидетельствует и апостол Иоанн: „Ибо (вечная) жизнь (греч. зоэ) явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам эту вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам" (1 Иоан. 1:2). Верующий в Иисуса, имеющий Иисуса Господом, имеет вечную жизнь (1Иоан. 5:12). Имея обетование вечной жизни (1Иоан. 2:25), мы строим свою временную жизнь на вечном основании. Отсюда понятно, почему последователи Иисуса ради веры переносят преследования, идут в тюрьму, терпят пытки и даже готовы отдать свою жизнь, лишь бы не предать своего Господа. Вся сущность вечной жизни откроется лишь после воскресения: „И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление" (Дан. 12:2). В этой жизни мы не только уже имеем обещание вечной жизни, но и являемся соучастниками Божией и Христовой полноты и славы. Когда же вера осуществится, мы воочию увидим Иисуса и Бога Отца.



Библия свидетельствует, что существует только два вида вечности: вечная жизнь или вечная погибель. Поэтому, по словам Г.Кемнера, величайшая потеря - жить и уме- реть без Христа. В Иоанна 3:15 подчеркивается, что всякий, верующий в Него не погибнет, но будет иметь жизнь вечную. Приобщение к вечной жизни, таким образом, происходит не после смерти, но с момента обращения: „Верующий в Сына имеет жизнь вечную" (Иоан. 3:36). Эта вера несет печать воскресения Иисуса из мертвых и поэтому стоит на абсолютно прочном основании. Бог желает, чтобы в нас жила уверенность: „Это написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную" (1 Иоан. 5:13).



Человеческой фантазии не хватит для того, чтобы представить себе славу неба. Павел был на мгновение восхищен до третьего неба (2Кор. 12:2). В другом месте он пишет о скрытой мудрости Божией, о которой уже здесь на земле свидетельствует Дух Божий, и добавляет: „Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его" (1 Кор. 2:9). Насколько же больше можно отнести эти слова к невидимой нам славе Божией и к небу! Библия не дает конкретного описания картины неба, однако она дает его различные грани, некоторые из которых мы здесь рассмотрим. Верой мы можем предвосхитить то, видение чего неописуемо.

1. Небо - Царство. Все царства этого мира преходящие, их власть на земле ограничена. Кайзеровская Германия не продержалась и 50 лет. О третьем рейхе хотя и говорили, как о тысячелетнем, однако он через 12 лет лежал в руинах. В противоположность ко всему этому, небесное царство есть царство вечности (2Пет. 1:11). Это непоколебимое Царство (Евр. 12:28). Это небесная отчизна, к которой мы стремимся (Евр. 11:16), в которой полностью будет признано Господне владычество вместе с самым совершенным правительством. Те, кто Христовы, будут управлять с Ним вечно (Отк. 22:5; Лук. 19:17,19).

2. Небо - Отчий дом. В отличие от всех домов и жилищ на этой земле небо - непреходящее место: „Ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего" (Евр. 13:14). Этот град приготовил Сам Бог (Евр. 11:16), и Господь Иисус является Устроителем вечного града: „В доме Отца Моего обителей много... Я иду приготовить место вам" (Иоан. 14:2). Все верующие во Христа имеют там вечное гражданство; они - сограждане Богу (Еф. 2:19). В молитве „Отче наш" говорится: „Отче наш, сущий на небесах" (Мат. 6:9), а в Иоанна 17:24 Господь Иисус молится так: „Отче, которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне". Небо - это наш Отчий дом, потому что там живет Бог (Быт. 24:7; Пс. 113:11; Мат. 6:9). Там же находится и Иисус. Оттуда Он пришел в наш мир (Иоан. 3:13; Иоан. 6:38), и после вознесения Он снова был принят там (Лук. 24:51; Деян. 1:11). При Своем возвращении в силе и славе Он придет оттуда и возьмет к Себе Своих.

3. Небо - наша родина. Во время последней войны миллионы людей лишились своей родины. Из поколения в поколение люди жили в родной местности, пока не наступил день, когда они либо вынуждены были бежать, либо были изгнаны. Автор сам является свидетелем тех страшных событий. Нам людям нужна Родина. Ф. Ницше жаловался на свою духовную бездомность: „Горе тому, кто не имеет родины". В этом мире мы имеем лишь временную родину, поэтому Павел пишет филиппийцам (3:20): „Наше же жительство - на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа".

4. Небо - место радости. И на земле свадебное торжество является особенно радостным событием. В Библии небо образно описывается как место бракосочетания, где будет вечное радостное торжество: „Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя" (Отк. 19:7). Иисус Христос, Агнец Божий, Который пострадал за грехи мира и пригвоздил их ко кресту, является теперь женихом, а Его Церковь - невестой. В Луки 13:29 Иисус следующим образом описывает спасенных из всех народов, племен и наций: „И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием".

5. Небо - место, где нет греха. На земле мы видим массу последствий греха: нужду, страдания, боль, вопли, болезнь, войну и смерть. В небе же „ничего уже не будет проклятого" (Отк. 22:3). Бог будет Все во всем, и Он Сам сделает все по-новому: „И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло" (Отк. 21:4). При такой перспективе Павел готов переносить временные страдания: „Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас" (Рим. 8:18).

6. Небо - место вознаграждения. Все, что мы делаем в этой жизни во имя Господа Иисуса, имеет значение для вечности и является непреходящим. Поэтому Павел может сказать в конце своего земного пути: „Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судья, в день оный; и не только мне, но и всем возлюбившим явление Его" (2 Тим. 4:7-8). О том же венце говорит и вознесшийся Господь в Откровении 2:10: „Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни".

7. Небо - наша цель. Самой великой целью, поставленной перед людьми, является - достичь неба посредством веры в Господа Иисуса. В 1 Петра 1:8-9 апостол указывает на эту цель (Иисуса): „Которого, не видев, любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною, достигая наконец верою вашею спасения душ".


В этом разделе сайта собрана большая коллекция вопросов и ответов по христианской тематике. Основная часть вопросов и ответов заимствована из книги проф. Вернера Гитта "Вопросы первостепенной важности". Книга очень интересная, рекомендуем ее прочесть. А скачать эту книгу в формате .pdf можно здесь.

Для удобства вопросы распределены по темам. На некоторые вопросы можно ответить, воспользовавшись прямой ссылкой на Библию. Ответы на другие вопросы можно дать только с помощью заключений, сделанных на основе ряда библейских текстов. Такие заключения сильно зависят от личного знания Библии и от логической способности делать выводы на основании библейских высказываний. Здесь, конечно, проявляется субъективность автора. Неотвеченными остаются вопросы типа „почему". Но и они однажды прояснятся, конечно, только тогда, когда мы увидим все, как оно есть.

Бог желает и может привести нас к истине, Он руководит нашими мыслями, действиями и верой. Поэтому самым решающим для нас фактором является Его Слово, которое записано в Библии. Этот источник не заменит никакое человеческое творение.



Вопросы о Боге


Вопросы о Библии


Вопросы о сотворении мира, о науке и вере


Вопросы о спасении


Вопросы о религиях


Вопросы о жизни и вере


Вопросы о смерти и вечности


Приложения




1.1 Библия явлется единственным письменным источникoм информации, данным Богом и Им подтвержденным:
„Так говорит Господь, Бог Израилев: „напиши себе все слова, которые Я говорил тебе, в книгу" (Иер. 30:2). Вознесшийся Господь Иисус говорит: „Напиши; ибо слова эти истинны и верны" (Отк. 21:5). К словам Библии нельзя ничего прибавить, но от них нельзя и отнимать (Откр. 22:18-19), поэтому все остальные книги, слывущие откровением (например, книга Мормон мормонов, Коран ислама), являются человеческим творениями. В послании к Галатам 1:8 подчеркивается уникальность библейского откровения и приводятся последствия всякого изменения Евангелия людьми: „Но если бы даже мы, или ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема (= отлучен, проклят)".

1.2 Происхождение Библии по-человечески невозможнo постичь
до конца, хотя нам это иногда и кажется возможным
(Лук. 1:1-4). Для нас останется необъяснимой тайной, как происходила передача информации от Бога к людям, писавшим Библию. Выражения „Я (= Бог) вложил слова Мои в уста твои" (Иер. 1:9),„И было ко мне слово Господне" (Иез. 7:1) или „Я (Павел) принял его (= Евангелие) и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа" (Гал. 1:12) определенно говорят о том, что речь здесь идет о божественном источнике информации, но вопрос о том, каким образом писавшие принимали содержание благовествования, остается открытым.

1.3 Божественная сторона Библии.
Библия имеет божественное происхождение. Согласно 2 Тимофея 3:16 „все Писание богодухновенно" (греч. теопнеустос = вдохнуто Богом, дано Богом и Святым Духом). Источником информации является Бог Отец, Сын Божий и Святой Дух:

а)Бог Отец: „Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни эти говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил". (Евр. 1:1-2)

б)Иисус Христос: „Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего (Иисуса). Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли наказания, то тем более не избежим мы, если отвратимся от Глаголющего (Иисуса) с небес". (Евр. 12:25)

в)Святой Дух: „Изрекали его (пророчество) святые Божий человеки, будучи движимы Духом Святым". (2 Пет. 1:21)

1.4 Человеческая сторона Библии.
Слово Божие предлагается нам в „глиняных сосудах", т.е. божественные мысли о неисследимости путей Божиих, непостижимости Его любви и милости переданы ограниченными выразительными возможностями человеческого языка, и все же эти слова есть „дух и жизнь" (Иоан. 6:63).



2.1 Слово Писания является непреложной истиной:
„Слово Твое есть истина" (Иоан. 17:17). В Ветхом Завете также подтверждается эта характерная черта: „Бог не человек, чтобы Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему меняться. Он ли скажет, и не сделает? будет говорить, и не исполнит?" (Чис. 23:19). В Иоанна 14:6 Иисус не только свидетельствует, что Он говорит истину, но что Он и есть воплощение истины. Писатель Манфред Хаусман заметил относительно истины: „Истина бесконечно больше и глубже правильности".

2.2 Между Иисусом и Словом Божиим существует единство:
Иисус и Слово Божие образуют неразрывное единство (Иоан. 1:1-4; Отк. 19:13). Во время пребывания на земле Иисус был одновременно и человеком, и Богом. Он был Сыном Божиим и Сыном Человеческим. „Но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек" (Фил. 2:7), однако в отличие от других людей Он был без греха. Подобное происходит и с Библией: внешне она не отличается от других книг, и ее части относятся к различным литературным жанрам, однако в отличие от всех остальных книг она является Божиим Словом, являющимся безошибочным, абсолютно истинным (Пс. 118:160) и совершенно безупречным (Пр. 30:5). В данном единстве обобщаются "Божественная сторона Библии" и "Человеческа сторона Библии".

2.3 Нет качественного отличия в свидетельстве об истине различных книг Библии или различных ее писателей.
Так нельзя сказать, что Ветхий Завет имеет преимущества перед Новым Заветом (или наоборот), или Евангелия выигрывают по сравнению с посланиями апостола Павла, ибо все Писание основано на откровении (Гал. 1:11). Однако, глубина высказываемых истин ни в коем случае не одинакова. Так, глубину мысли о спасении в Иоанна 3:16 нельзя сравнить с описанием деталей путешествия в Деяниях Апостолов 27:13; а описание сотворения мира в Бытие 1 занимает по значимости совершенно другое положение, чем описание возвратившихся из плена евреев в Ездре 2 (сравн. с "Весомость библейских высказываний...").



3.1 Истинность Библии можно проверить.
Богу не нужна слепая вера, Он дает нам убедительные критерии прoверки, помогающие нам прийти к познанию истины:

1. Проверка жизнью. Иисус учит, как можно проверить Слово, исполняя Его в своей жизни: „Мое учение - нe Мое, но Пославшего Меня; кто хочет творить волю Его тот узнает об этом учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю". (Иоан. 7:16-17)

2. Проверка собственной свободой. Иисус учит, что применение ложной системы порабощает (идеологии и некоторые сектантские системы порабощают человека), претворение же в жизнь Его учения, наоборот, освобождает: „Если вы пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными". (Иоан. 8:31-32)

3. Проверка принятием слова. Как вкус апельсина можно узнать, лишь попробовав его, так и истинность Библии открывается через чтение и принятие ее. Дискуссии и диспуты не могут заменить интенсивного изучения Библии. Примером могут служить верийцы, которые „были благомысленнее Фессалоникийских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так". (Деян. 17:11)

4. Проверка результатами. Кто всегда поступает по Слову Божию и советуется с Ним, жизнь того будет удачной (см. также в „Вопросы о Библии", Вопрос "Как убедиться в достоверности Библии?"):
„Да не отходит эта книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно".(Иис. Н. 1:8)

5. Проверка слушанием проповеди. Особое обетование Божие относится к слушанию библейских проповедей. Кто слушает Слово Божие с открытым сердцем, тот обязательно уверует: „Итак, вера от слышания, а слышание от слова Божия". (Рим. 10:17)

6. Проверка своей греховной сутью. Пожалуй, нигде Библия не обращается к нам так прямо, как тогда, когда она говорит о нашей греховной сути. Кто хочет остаться честным перед самим собой, тот признает истинность поставленного нам Библией диагноза: „Ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией" (Рим. 3:23). Вряд ли мы найдем человека, который бы отверг слова из 1 Иоанна 1:8 как не подходящие к нему: „Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас".

Примечание. Бросается в глаза, что библейская истинa открывается только действующим в послушании откровению. Кто подходит к Библии чисто интеллектуально, отвлекаясь от собственной личности, для того она остается закрытой книгой (1 Кор. 1:19).

Так, математически убедительные вычисления хотя и помогают (см. „Вопросы о Библии", Вопрос "Библи ведь была написана людьми, поэтому..."), однако, шаг к вере является индивидуальным волевым решением. Божии обетования могут быть только либо приняты верою, либо в неверии отвергнуты.



4.1 Библия говорит об Иисусе.
Это относится не только Новому Завету, ибо и в отношении Ветхого Завета Иисус утверждает: „Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне" (Иоан. 5:39). Именно Новый Завет открывает нам настоящий доступ к Ветхому Завету, пророки которого указывают на Христа. Этот принцип Иисус раскрыл ученикам по дороге в Еммаус (Лук. 24:13-35). Этим указана основная цель Библии, о которой в Иоанна 20:31 сказано: „дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий и, веруя, имели жизнь во имя Его".

4.2 Библия говорит о земном и небесном (Иоан. 3:12).
К земному относятся, например, исторические события, описания путешествий, личные встречи, предписания законов, описания настроения, семейные хроники, родословные, миссионерские сообщения, повседневные вопросы и естественно-научные данные. Наряду с этими, с точки зрения Бога тоже важными высказываниями, Библия все вновь и вновь направляет наш взор на небесное (Мат. 6:33; Кол. 3:2): на Бога, Иисуса Христа и Святого Духа, на Царство Божие, на воскресение и суд, на небо и вечность.

4.3 Библия дает самое реалистическое описание человека.
Мужи и жены Библии не изображены героями, но наряду с их положительными действиями они правдиво представлены во всей их слабости, не умалчиваются их ошибки и падения. Даже согрешения Давида, „мужа по сердцу Божию" (1 Цар. 13:14; Деян. 13:22) не скрываются (2Цар.11).

4.4 Библейское откровение является ключом к пониманию этого мира. Оно является основополагающим, ничем не заменимым источником информации. Настоящее остается необъяснимым, если не учитывать три засвидетельствованных события прошлого - сотворения, грехопадения и всемирного потопа. Отсюда следуют пять подтезисов.

1. Прошлое - ключ к настоящему. Это положение обратно тому тезису эволюционного учения, согласно которому данные, полученные из сегодняшних наблюдений, можно неограниченно экстраполировать в прошлое.

2. Факторы творения познаются только верой (Евр. 11:3). Различные факторы творения засвидетельствованы во многих местах Библии. Мир сотворен:

  • словом Божиим:
    Пс. 32:6; Иоан. 1:1-4; Евр. 11:3.
  • силой Божией:
    Иер. 10:12
  • мудростью Божией:
    Пс. 103:24; Пр. 3:19; Кол. 2:3
  • Сыном Божиим:
    Иоан. 1:1-4; Иоан. 1:10; Кол. 1:15-17; Евр. 1:2
  • в соответствии с естеством Иисуса:
    Мат. 11:29; Иоан. 10:106; Иоан. 14:27
  • без исходного материала:
    Евр. 11:3
  • без использования времени:
    Пс. 32:6

3. Смерть - следствие греха первого человека (Быт. 2:17; Быт. 3:17-19; Рим. 5:12; Рим. 5:14; Рим. 6:23; 1 Кор. 15:21).

4. Последствия грехопадения оказали воздействие и на все видимое творение (Рим. 8:20-22). Разрушительные структуры в биологии (например, бактерии - возбудители болезней, паразиты, механизмы атаки змей, пауков и хищников, плотоядные растения, сорняки „тернии и волчцы") невозможно объяснить в отрыве от грехопадения. Здесь причина наблюдаемой везде в природе преходящести.

5. Современное геологическое строение Земли невозможно объяснить без учета всемирного потопа.


5.1 Весомость (значение, глубина мысли) библейских высказываний не везде обинакова,
тем не менее, информации, не имеющей значения, в Библии нет. Это становится понятным при сравнении, напр. Иоанна 3:16 с Деяниями Апостолов 18:1 (сравн. с "Нет качественного отличия...").

5.2 В Библии содержатся все необходимые для нас основные принципы.
Она исчерпывающа в том смысле, что располагает всем необходимым, чтобы наставить нас в этой жизни и помочь достичь вечной цели: „Отыщите в книге Господней, и прочитайте; ни одно из сих не преминет придти и одно другим не заменится" (Ис. 34:16).

5.3 Библия нигде не противоречит себе.
Кажущиеся противоречия при тщательном рассмотрении, в основном, легко снимаются. Основными причинами возникновения таких противоречий является несоблюдение некоторых библейских принципов:

1. Часто сообщения Библии очень сжаты.
Так, об обращении Левия (= Матфея) говорится лишь в одном стихе (Мат. 9:9). На часто задаваемый вопрос о женах сыновей Адама можно найти ответ лишь в скупых, не рассчитанных на полноту, сообщениях Библии. Решить эту проблему можно при помощи следующего вывода: согласно Бытия 5:4, у Адама были сыновья и дочери. Сначала они вступали в брак друг с другом; в последующем поколении в брак вступали уже двоюродные. Сразу после сотворения инбридинг не имел пагубных последствий.

2. Некоторые события описываются в параллельных местах в другом плане.
Пример 1. Родословия Иисуса по Матфею 1:1-17 и Луке 3:23-38 ставят перед собой разные цели. В первом случае доказывается царское происхождение Марии по линии Давида („сына Давида"), а в другом случае это родословие Иосифа.
Пример 2. Различные сообщения о воскресении Иисуса в некоторых незначительных деталях расходятся.

3. Некоторые духовные высказывания передают истинный смысл лишь в виде дополнения.
Физику света можно описать лишь комплементарным способом (лат. цомплементум = дополнение): с одной стороны свет распространяется в виде волн, с другой стороны - имеет свойства частиц (фотоны). Лишь когда оба, по сути дела, противоречащие друг другу свойства скомбинированы, можно постичь реальность. Такие комплементарные высказывания встречаются и в Библии. Так, для спасающей веры есть два комплементарных, т.е. кажущихся противоречивыми, а в действительности дополняющими друг друга высказываниями (см. также ответ на вопрос "Как обрести спасение - верой или делами?"):
а) „Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо отдел закона" (Рим. 3:28).
б) „Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?" (Иак. 2:24).

4. Некоторые трудности возникают из-за перевода. Пример: Матфея 3:8 в традиционном русском переводе звучит „Сотворите же достойный плод покаяния", тогда как в греческом подлиннике написано: „Сотворите плод, достойный покаяния".
Заметьте: „Люди отвергают Библию не потому, что она противоречит сама себе, а потому, что она противоречит им."

5. В отдельных случаях выяснить кажущиеся противоречия трудно, но, в принципе, возможно. Примеры: смерть Иуды (Мат. 27:5 - Деян. 1:18); содержимое ковчега завета (1 Цар. 8:9 - Евр. 9:4); смерть Саула (1 Цар. 31-2 Цар. 1). Поясняющий пример: По Евангелию от Матфея 27:5 Иуда повесился, тогда как в другом месте написано: „...и когда низринулся, расселось чрево его" (Деян. 1:18). Эти два высказывания о смерти Иуды, казалось бы, противоречивы. Однако, они подходят друг к другу, если последнее высказывание воспринять как яркое, образное описание (также см. "...богатство выразительных средств...").

5.4 Библия является единственной книгой, содержащей неподдельные пророчества,
исполнение которых в определенное время и в определенном месте можно проверить. Определение пророчества: Пророчество - это точное предсказание определенного события будущего, которое совершается не при помощи обычных средств человеческого познания. Пророчество, таким образом, это заблаговременное оглашение событий будущего, в отличие от описания истории, когда речь идет о последующем описании уже минувших событий. В Иоанна 13:19 Иисус подчеркивает укрепляющую веру цель пророчества: „Теперь сказываю вам, прежде нежели то сбылось, дабы, когда сбудется, вы поверили, что это Я".

5.5 Часто Бог начинает Свое откровение с сообщения лишь об одной детали, начиная с которой штрих за штрихом постепенно открывается общая картина.
Самым ярким примером такого хода откровения являются пророчества о приходе в этот мир Иисуса.

5.6 При поверхностном чтении текста возникает опасность отнестись к деталям высказываний как к незначительным мелочам. В общей картине они, однако, могут иметь глубокий смысл.
Пример 1. Римский обычай перебивать ноги у распятого, висящего на кресте, был применен к разбойникам, но не к Иисусу (Иоан. 19:32-36). Пророческое значение текста из Исхода 12:46 „кость Его да не сокрушится" (Иоан. 19:36) трудно распознать, так как в ветхозаветном месте речь идет о пасхальном агнце.
Пример 2. Согласно ветхозаветному прообразу, Иисуса должны были казнить за стеной Иерусалима, потому что во времена Ветхого Завета жертвенные животные сжигались за станом (Лев. 16:27; Евр. 13:11-12).

5.7 Библейские высказывания имеют такой глубокий смысл, который по-человечески невозможно измерить (1 Кор. 13:12). Георг Хунтеманн пришел к выводу: „То, что Библия, собственно, хочет сказать нам, находится за пределами исследовательских возможностей человеческого разума".

5.8 Рамки библейских высказываний превосходят всякое человеческое разумение.
Они охватывают отрезок времени „прежде создания мира" (Еф. 1:4) до Божией Вечности (Отк. 22:5). Библия отвечает нам на все те вопросы, на которые не в состоянии ответить естествознание:

  • В чем суть смерти?
    Почему она существует и как долго она будет существовать?
  • Что такое человек? Отккуда мы? Для чего мы живем и куда мы идем?
  • Что ожидает нас в вечности?

5.9 Библия является особым литературным произведением.
Библейский язык необычайно богат и передает откровение в таком разнообразии литературных жанров и стилистических средств, какого мы не находим ни в одной другой книге мира:

Стихотворение (Пс. 118), гимн (Кол. 1:15-17), песня о любви (Песни песней), научное сообщение на языке повседневного общения (Быт. 1), историческое сообщение (Книга Ездры), притча-сравнение (общая ситуация из обыденной жизни в виде предмета сравнения; Мат. 13:3-23), притча-иносказание (греч. параболэ = поставленное рядом; особая ситуация как поучительный рассказ с иносказательным значением; Лук. 18:1-8), образная речь (Иоан. 15:1), пророческие видения (Отк. 6), пророческая речь (Мат. 24), парадокс (Фил. 2:12-13), проповедь (Деян. 17:22-31), назидание (Кол. 3:16-17), славословие (Еф. 1:3), благословение (Фил. 4:7), поучение (Рим. 5:12-21), семейная хроника (1 Пар. 3), молитва (Пс. 34), личное свидетельство (1 Иоан. 1:1-2), сновидение (Быт. 37:6-7), прямое обращение Бога (Мат. 3:17), душепопечительная беседа (Иоан. 4:7-38), диспут (Деян. 15:7-21), слушание судебного дела (Иоан. 18:28-38), мудрые изречения (Прит. 13:7), обетование (Мар. 16:16), судебный приговор (Мат. 11:21-24), загадка (Суд. 14:12-14), законодательство (гражданское, судебное, нравственное, ритуальное, санитарное), лирическая поэзия (Песни песней), биография (Книга Неемии), личная переписка (Послание Павла Филимону), дневник (Деян. 16), монолог (Иов. 32-37), диалог (Иов. 3-31), апокалиптика (Дан., Отк.), временное сокрытие истины (Дан. 12:9), пролог (греч. прологос = предисловие; Лук. 1:1-4), эпилог (греч. эпилогос = послесловие; Иоан. 21:25), эллипс (греч. эллипсис = пропуск; стилистическое средство, при котором упускается маловажное; Мат. 9:9), метафора (греч. метафора = перенос; образное выражение, употребленное в переносном смысле; Авд. 4), надпись (Иоан. 19:19), шифр (Отк. 13:18).

В противоположность этому в Библии не встречается: сказание, легенда, миф, сказка, басня, сатира, комедия, шутка, утопия, научная фантастика. Стилистические приемы гиперболы (греч. хюпербаллейн = бросать за цель; преувеличение: Мат. 11:18) и иронии (греч. эйронейа = искажение; 2 Кор. 12:11) используются только изредка.

Ни в одной книге мира не встречается такой богатой палитры выразительных средств, и ни одна книга не является такой правдивой в своих высказываниях.

5.10 Библия использует все богатство выразительных средств языка.
Наряду с наиболее часто встречающейся обычной формой речи, мы находим в Библии многочисленные специфические речевые формы:

1. Феноменологический язык. Когда причины того или иного явления неясны, оно описывается с точки зрения наблюдателя: в современной астрономии, как и в Библии, говорят о восходе и заходе солнца, хотя это явление объясняется не движением солнца, а вращением Земли.

2. Идиоматические обороты. Краткие речевые обороты в определенных ситуациях точнее, чем развернутые конструкции (Суд. 14:18: „вы орали (=пахали) на моей телице").

3. Поэтические украшения. Песни Песней 8:3: „Левая рука его у меня под головою, а правая обнимает меня".

4. Описания и образы для специальных понятий современной науки и техники. Библия описывает технические достижения, которые во времена ее возникновения еще не существовали, и ситуации, которым наука дала специальные названия: вместо „спутник", „космическая лаборатория" и „орбитальная станция" Библия образно говорит: „Но хотя бы ты, как орел, поднялся высоко и среди звезд устроил гнездо твое, то и оттуда Я низрину тебя, говорит Господь" (Авд. 4). Вместо того, чтобы говорить языком гинекологии об онтогенезе (эмбриональном развитии) в матке, Библия описывает развитие ребенка в утробе матери: „Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы" (Пс. 138:15).

5. Конкретные естественно-научные формулировки. Примером тому является описание акта творения, когда, например, физически точно описывается метод измерения времени вместе с определением единицы его измерения (Быт. 1:14,19).

6. Образы из повседневной жизни служат объяснением духовных истин. Так, в приводимой в Евангелии от Матфея 13:3-23 притче, сеятель является глашатаем библейской вести, семя - слово Божие, тернии - препятствие, а добрая почва - открытое сердце человека.

5.11 Смысл каждого библейского текста,
учитывая особенность литературного жанра (см. "...Библия явлется...") и речевых приемов (см. "...богатство выразительных средств..."), следует просто принимать, а не перетолковывать. То есть, библейские выражения надо воспринимать, как того требует сам текст: либо дословно, либо в переносном, но естественном и точном, смысле.

а) дословно: в Луки 24:44 Иисус учит такому пониманию Писания: „Вот то, о чем Я вам говорил, еще быв с вами, что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и в псалмах". Это подчеркивается и в других местах: „да сбудется реченное Господом через пророка, который говорил" (Мат. 2:15); „ныне исполнилось писание это, слышанное вами" (Лук. 4:21); „неужели вы никогда не читали в Писании?" (Мат. 21:42).

б) в переносном значении: когда Иисус говорит: „Я есмь Лоза, а вы ветви" (Иоан. 15:5), то не следует понимать это дословно, а в переносном смысле. В большинстве случаев вложенный смысл легко можно узнать, ибо образное выражение увеличивает наглядность и облегчает понимание. В данном случае добавлено еще и предложение, содержащее основную мысль: „...без Меня не можете делать ничего".


Поиск по сайту

Форма входа

Статистика

Поиск по Библии

Облако тегов

Новости

Яндекс.Метрика