Библейский Израиль

Пятница, 26.04.2024, 09:02

Приветствую Вас Гость Главная | Вопросы по Библии | Регистрация | Вход

Главная » Вопросы по Библии

Во всех исследованиях не найдены окаменелости не только допотопных людей, но и, по ныне существующей модели, всех наземных животных, живших до потопа. Известные находки таких первобытных людей, как „Люси", Неандерталец, Пекинский человек, а также окаменелости костей млекопетающих, скелеты динозавров, окаменелости птиц, относятся к периоду после потопа. И, поскольку окаменелости допотопных людей вместе с окружавшей их средой не найдены в доступной нам земной коре, возникает вопрос, куда же они делись. Может быть, такова была воля Божия, чтобы бесследно истребить человека за его беспримерное зло? Некоторые места в Библии намекают на нечто подобное. Уже при объявлении потопа прозвучало: „Истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил" (Быт. 6:7). Дальнейшие высказывания мы находим в книге Иезекииля 31, где хотя и говорится о царях Египта и Ассирии, однако явно указывается на потоп: „... чтобы не прилеплялись к ним из-за высоты их дерева, пьющие воду; ибо все они будут преданы смерти, в преисподнюю страну вместе с сынами человеческими, отошедшими в могилу" (Иез. 31:14). „Дерева Едемские", по-видимому, являются синонимом допотопной растительности, которая тоже была низвержена в преисподнюю с людьми: „Теперь наравне с деревами Едемскими ты будешь низведен в преисподнюю..." (Иез. 31:18).



По этому вопросу часто велись горячие дискуссии, и существует много теорий, противоречащих одна другой. Мы придем к ответу скорее, если вначале выясним необходимые для него источники информации. Ни одна из наук не располагает по этому поводу никакими данными наблюдений или фактами, которые стоило бы излагать. Единственное высказывание по этому поводу дает нам Бог в Библии, а именно, в сообщении о сотворении мира и заповедях Синая.

Описание сотворения дано в строгой хронологии, при этом отдельные акты творения были выполнены за шесть следующих друг за другом дней. И здесь Библия оказывается исключительно точной книгой (см. раздел „Вопросы о Библии"), когда при использовании физической единицы она называет и соответствующие методы ее измерения (Быт. 1:14). Этим самым конкретно определена - и вполне удовлетворяет научным требованиям - длительность дня: это геоастрономический отрезок времени, за который Земля совершает одно вращение вокруг своей оси, то есть 24 часа. В десяти синайских заповедях Бог обосновывает шесть трудовых дней и день отдыха со ссылкой на неделю сотворения: „Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; ...а день седьмый - суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела... ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил" (Исх. 20:9-11).

Исходя из эволюционного учения, обычно пытаются изобразить дни сотворения в виде длительных периодов времени. При этом стих из Псалма 89:5 „Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел..." произвольно подставляется в Бытие 1, как в некую математическую формулу. (В Псалме 89, как и в 2 Петра 3:8 говорится о Боге, как о Вечном). Эта библейская математика хотя и приводит к желанному эволюционистами растяжению времени в масштабе 1:365000, тем не менее, его следует отбросить, как противоречащее Библии. Если применить подобный расчет к Матфея 27:63, тогда получилось бы: „после 3000 лет воскресну". Иисус же воскрес, как сказал, на третий день. Критиками часто приводилось возражение, что вера в то, что Бог создал мир за шесть дней, не играет решающей роли в спасении. Тут я хотел бы задать вопрос: „Веришь ли ты, что Иисус воскрес на третий день?" В большинстве случаев на этот вопрос мне отвечают утвердительно. Я иду дальше: для моего искупления тоже не является решающим, воскрес ли Господь на третий день или нет. Но почему же мы так различно относимся к одной и той же Библии? Одному мы верим, а другому нет?



О сотворении мира прежде всего рассказывается в первых двух главах Библии, но высказывания на эту тему можно найти и в многочисленных других ее местах. Все эти сообщения дополняют друг друга и в целом дают детальное описание деятельности Творца. По отношению к Библии существует, в общем, две несогласуемые друг с другом позиции: во-первых, позиция верности Библии как божественному откровению, и, во-вторых, позиция критики Библии как произведения древних примитивных авторов. Выбор позиции происходит еще до оценки Нового Завета и интерпретации воскресения Иисуса и Его чудес; выбор позиции в понимании Писания происходит в самом начале Библии:

1. Библейское понимание: описание сотворения в Быт. 1 и 2 (как и в других местах Библии, которые согласно 2 Тим. 3:16 богодухновенны) не выдумано людьми, а Сам Бог является первоисточником этой информации. Ни один человек не был свидетелем Божьего акта сотворения, поэтому только Он может через Свое откровение сообщить нам, каким образом, как долго, в каком порядке и по каким принципам Он действовал. Резкой противоположностью этому является следующий взгляд:

2. Библиокритическое понимание: согласно ему описание сотворения мира в Бытие 1-2:4а и 2:4б - 2:25 следует разделить и приписать различным авторам, Элохисту (новый источник) и Яхвисту (более старый источник), которые каждый по-своему излагают происхождение мира и жизни. По окончании вавилонского плена отдельные разрозненные части повествования были объединены воедино. Большое значение придается тому, чтобы найти противоречия и доводы в пользу разновременности возникновения обоих описаний, и, таким образом, поддержать эту гипотезу двух источников. В качестве двух основных аргументов приводятся следующие:

а) сообщения отличаются одно от другого различными именами Бога (Элохим, Яхве).

б) тексты противоречивы в описании порядка сотворения: „растения - животные - человек" - в первом описании, и „человек - растения - животные" - во втором.

Против этих двух оснований гипотезы библейской критики можно привести следующие веские возражения:

Относительно а): Бог открывается в Библии как Отец, Сын и Святой Дух более, чем под 700 различными именами (см. вопрос "Что означает слово Бог...?" в разделе „Вопросы о Боге") для того, чтобы сообщить нам о Своих различных чертах характера. Приписывать разнообразные имена Бога разным авторам - вследствие вышеуказанного их должно быть по меньшей мере 700 - является заведомой ложью, противоречащей общему свидетельству Библии.

Относительно б): С Бытия 2:4 начинается не второе описание сотворения, взятое из другого источника, а детально описывается сотворение человека. Здесь мы имеем повествование, параллельное Бытие 1-2:3, целью которого является ответ на сложный вопрос „как, где, в каком порядке и в каком отношении друг ко другу и к Творцу сотворил Бог первых людей?" В других библейских повествованиях тоже можно обнаружить, что о событиях вначале говорится обзорно, в хронологическом порядке, а затем - повторно, с тем, чтобы привести некоторые важные детали. В стихе 8 ясно сказано, что Бог насадил рай. Очевидно, что растения уже были сотворены. После насаждения (посадки) „произрастил Господь Бог из земли всякое дерево" (ст. 9); это тоже не следует путать с сотворением деревьев. Слова „насадил" и „произрастил", в противоположность словам, использованным в Бытие 1, не являются глаголами творения, ибо они описывают деятельность, исходящую из имеющегося уже в наличии. Далее, важно интерпретировать стих 19: если его рассматривать изолированно и сделать из этого соответствующий вывод (искаженное толкование основного положения, см. в приложении "Принципы толкования Библии"), то можно было бы подумать, что животные были сотворены после человека. Если же задуматься над тем, что Бытие 2:7 - 25 имеет ярко выраженную антропоцентрическую направленность, тогда становится ясным, что и здесь, в 19 стихе, речь идет уже не о моменте сотворения животных, а о проверке духовно-речевых способностей только что созданного человека, чтобы увидеть, как он назовет животных. Придаточным предложением только уточняется то, что приведенные животные - особо отмечены здесь полевые животные, сотворенные тоже в шестой день, как и человек - тоже созданы Творцом.



В 40 главе Книги Иова не только упоминаются ящеры, но и описывается их телосложение (ст.10-13,18).

„Вот бегемот, которого Я создал, как и тебя; он ест траву, как вол. Вот его сила в чреслах его и крепость его в мускулах чрева его. Поворачивает хвостом своим, как кедром; жилы же на бедрах его переплетены. Ноги у него, как медные трубы, кости у него, как железные прутья;
....вот, он пьет из реки, и не торопится; остается спокоен, хотя бы Иордан устремился ко рту его."

Какое же животное подразумевается под еврейским именем бегемот? Мощный хвост можно было бы отнести к крокодилу, но он, как плотоядное, не соответствует вышеприведенному тексту. Другим крупным животным, большей частью живущим в воде и, к тому же, питающимся травой, является гиппопотам. Но и оно не подходит в виде возможного варианта, так как у него маленький кисточкообразный хвост. Остаются лишь те огромные животные из семейства динозавров, к которым в точности подходит вышеприведенное описание.

Книга Иова относится к древнейшим книгам Библии, но точное время ее написания неизвестно. Поскольку после потопа поверхность Земли изменилась и возникли совершенно новые горы, реки, моря и океаны, упоминание реки Иордан в Иова 40:23 является однозначным указанием на время после потопа, в которое жили ящеры. Таким образом, эти животные спаслись в Ноевом ковчеге. Взрослым экземплярам потребовалось бы в огромном ковчеге значительное место, поэтому можно допустить, что Ной выбрал молодых животных, а скорее всего, просто взял их яйца. После потопа эти животные оказались вне тех экологических и климатических условий, для которых они когда-то были созданы. Поэтому в последующее время они вымерли. Это объяснение кончины ящеров более убедительно, чем гипотезы, придумываемые сегодня во имя отрицания свидетельства Библии.



Жизнь предстает перед нами в чрезвычайном многообразии, так что даже простейшее одноклеточное, при всей его примитивности, все же сложнее и целенаправленнее, чем любые творения человеческого разума. Жизнь и ее происхождение можно объясниь двумя крайне противоположными способами: эволюцией или творением. Эволюционное учение дает следующее определение жизни:

„Жизнь - это чисто материальное явление, которое можно объяснить физико-химическим путем и которое отличается от неживой природы только своей сложностью".

Против теории эволюции были выдвинуты многочисленные возражения ученых разных наук (напр. информатики, биологии, астрономии, палеонтологии, геологии, медицины). В противостоянии творение - эволюция останутся все-таки неразрешимые противоречия, причины которых лежат в различных исходных позициях обеих моделей (см. „Вопросы о сотворении",!). Из этой ситуации можно было бы найти выход, если бы существовала система, построенная на научных, исходящих из опыта, постулатах. Эти положения должны быть сформулированы так, чтобы была возможность экспериментальной проверки. Один единственный подтвержденный отрицательный эксперимент опровергнет эту систему постулатов. Если это не произойдет, они приобретут значение законов естествознания и, таким образом, могут быть применены при оценке незнакомых еще явлений. В этом смысле, подтвержденный на практике закон сохранения энергии применим независимо от мировоззрения. Таким образом, никем не предпринятый ранее полет на Луну стал возможен только потому, что во всех необходимых предварительных расчетах можно было исходить из действующего закона сохранения энергии. Подобным свойством обладают опытные законы информатики, так что мы здесь имеем, наконец, возможность аргументировать на естественно-научном уровне.

Хотя материя и энергия и являются необходимыми основными элементами всего живого, они еще не указывают на кардинальное отличие живого от неживого. Главным отличительным признаком всего живого является имеющаяся в организмах „информация" для всех процессов жизнедеятельности (реализации всех жизненных функций, генетической информации для размножения). Процессы переноса информации играют основополагающую роль для всего живого. Когда, например, насекомые переносят пыльцу с цветков растения, это, прежде всего, является процессом переноса информации (генетической в данном случае); участвовавшая в этом материя играет второстепенную роль. Жизнь при этом еще ни в коем случае не описана полностью, однако, этим определен крайне важный фактор.

Самой сложной системой переработки информации является, вне всяких сомнений, человек. Если сложить вместе все информационные процессы, происходящие в человеке, т.е. сознательные (речь, информационное управление преднамеренными моторными движениями) и подсознательные (информация для управления функциями органов, гормонной системой), то получим, что в день перерабатывается до 1024 бит информации. Этот астрономически высокий показатель количества информации превышает общее знание человечества в 1018 бит, накопленное в библиотеках мира, в один миллион раз.

Если рассматривать вопрос происхождения жизни с точки зрения теории информации, то - как в любой системе, передающей или перерабатывающей информацию, - надо учитывать следующие опытные законы:

1. Информация не существует без кода.

2. Без добровольного соглашения не существует кода.

3. Информация не существует без передатчика.

4. В начале цепи информации должен находиться разумный инициатор.

5. Без первоначального разумного источника не может быть информации; т.е. информация является, в сущности, духовной, а не материальной величиной.

6. Без воли не бывает информации.

7. Информации не существует без пяти иерархических уровней: - статистики (аспекты частоты знаков и переноса сигналов)
- синтаксиса (аспекты кода и правил образования предложений)
- семантики (аспекты значения)
- прагматики (аспекты действия)
- апобетики (аспекты результата и цели)

8. Информация не возникает случайным образом.

В отличие от эволюционного учения жизнь, таким образом, следует более точно определить так:

Жизнь = материальная часть (физический и химический аспекты)
                     + нематериальная часть (информация из духовного источника)

Все на сегодняшний день предложенные концепции самопроизвольного происхождения информации в материи (напр. гиперцикл М.Айгена, молекулярно-дарвинистская теория Кюпперса) потерпели провал из-за несоответствия опыту. Отсюда непонятно, почему М.Айген верит, что ему когда-нибудь удастся обосновать происхождение информации чисто материальным путем: „Мы должны обнаружить алгоритм, предписывающий на основании естественных законов образование информации" („Ступени к жизни", издательство „Пипер", 1987, стр. 41). Его предположение, что „информация возникает из не-информации" (стр. 55), противоречит всем опытным положениям и, тем самым, является нереальным. Восемь вышеизложенных информационных законов многократно оправдали себя на практике и не были экспериментально опровергнуты ни в одной из лабораторий мира. Стоит задать вопрос: не возникла ли жизнь в результате целенаправленного творческого процесса? Об этом говорит Библия. Необходимый, по правилам информатики, духовный источник любой информации - а тем самым и биологической - упоминается в Библии уже на первой странице: „В начале сотворил Бог" (Быт. 1:1). Эволюционное учение, в противоположность этому, утверждает, что информация в живых существах не нуждается в источнике. Это утверждение опровергается ежедневным подтверждением вышеприведенных законов. Поэтому информатика сегодня дает нам самые убедительные аргументы о происхождении жизни путем сотворения.



В Новом Завете мы находим два изречения, которые на первый взгляд, противоречат одно другому:

а) Оправдание верою: „Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона" (Рим. 3:28).

б) Оправдание делами: „Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?" (Иак. 2:24).

Согласно центральным истинам Нового Завета, спасительную силу имеет вера в Иисуса Христа (Иоан. 3:16; Мар. 16:16; Деян. 13:39; 16:31).

Эта спасающая вера состоит не только в признании истинности библейских фактов, но в личных взаимоотношениях с Сыном Божиим: „Имеющий Сына Божьего имеет жизнь" (1 Иоан. 5:12).

Кто примет Иисуса, тот испытает глубочайшую перемену в своей жизни. Жизнь и дела его свидетельствуют: „Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди" (Иоан. 14:15) - „а также и вы будете свидетельствовать" (Иоан. 15:27) - „употребляйте их в оборот, пока я возвращусь" (Лук. 19:13) - „Господу служите" (Рим. 12:11) - „любите своих врагов" (Мат. 5:44) - „не воздавайте злом за зло" (Рим. 12:17) - „страннолюбия не забывайте" (Евр. 13:2) - „не забывайте также благотворения и общительности" (Евр. 13:16) - „паси овец моих!" (Иоан. 21:17).

Обязательным следствием спасающей веры является служение во имя Иисуса имеющимися дарами. Это называется в Новом Завете плодами, или делами веры. Кто не трудится, тот погибнет: „А негодного раба выбросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов" (Мат. 25:30).

В отличие от дел веры может идти речь и о делах закона (Гал. 2:16), или о мертвых делах (Евр. 6:1; Евр. 9:14) тех, кто еще не пришел к живой вере. И здесь справедливо положение: если двое делают одно дело, то это еще далеко не одно и то же. Изречение из Иак. 2:24 (см. пункт б выше) показывает, что вера Авраама подтверждалась его конкретными делами: он был послушен Богу, когда покинул землю своих отцов (Быт. 12:1-6) и был готов принести в жертву своего сына Исаака (Иак. 2:21).

Точно так же, дело (бывшей) блудницы Раав (Иак. 2:25), а именно, спасение израильских разведчиков (соглядатаев) в Ханаане, является следствием ее веры в Бога (Иис. Н. 2:11).

Следовательно, вышеприведенные стихи а) и б) не являются противоречивыми; здесь мы имеем дело с изречениями, дополняющими друг друга (см. в приложении, "Принципы толкования Библии" - п.3 и п.14).


В Ветхом Завете распятие прямо не упоминается, хотя в нем мы находим много пророческих изречений, указывающих на распятие, как например, в Псалме 21:17: „Пронзили руки и ноги мои." Павел относит ветхозаветнее изречение „Ибо проклят пред Богом всякий повешенный на дереве" (Втор. 21:23) к распятому Иисусу (Гал. 3:13). Этот вид казни, заимствованный у персов, считался у римлян „самым жестоким и ужасным" (Цицерон) и „самым позорным" (Тацит). Крест входил в план Божий; Иисус „претерпел крест, пренебрегши посрамление" (Евр. 12:2). „Он смирил Себя, быв послушным до смерти, и смерти крестной" (Фил. 2:8). Если и существовал другой вид смерти - побиение камнями, обезглавлевие, отравление - путем проведения аналогии падения и спасения человечества можно прийти к выводу: грех вошел в мир через древо (Быт. 2:17: древо познания); к Древу он и должен быть пригвожден: Голгофский крест является древом проклятия (Гал. 3:13): Иисус умирает бесславно, выброшенный за пределы общества: Он проклят.

Закон Моисея провозглашает проклятие греху, которое лежит на человечестве со времени его грехопадения. Иисус взял это проклятие с нас на Себя. Слово о кресте является отныне благой вестью для всех людей, которые из-за своих грехов находятся под проклятием.

Папа Иоанн Павел II назвал однажды Освенцим Голгофой 20-го столетия. В этом смысле в настоящее время существует теологическое направление, рассматривающее Иисуса как мученика, солидарного с другими страдальцами, мучениками и убитыми, которые страдали, как Он, и умерли ужасной смертью. Но: крестную смерть Иисуса никогда нельзя сравнивать со смертью других людей, и Его крест - со многими крестами, стоявшими в Иерусалиме и Риме. Являясь крестом Христа, Сына Божия, он имеет другое „качество", чем все другие кресты. Христос претерпел не только несправедливость сильных мира сего, но стал Единственным, на кого пал гнев Божий за все грехи. Лишь Он был Агнцем, ставшим заместительной жертвой „за многих". С тех пор „слово о кресте" (1 Кор. 1:18) является центром христианского благовестия. Павел поэтому пишет: „Ибо я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и причем распятого" (1 Кор. 2:2). В известной песне А.Л.Коухилл раскрывает нам значение креста:


„Кто поднимет свой взор на Христа на кресте,
Тот покой обретет в полноте;
О, мой друг, посмотри, как весь мир возлюбя,
Он страдал на кресте за тебя!"

`

Божий план спасения падшего человечества существовал уже до начала мира (Еф. 1:4), так как Бог, предоставив свободу людям, предвидел грехопадение. В принципе, Бог мог бы осуществить спасение мира Господом Иисусом как сразу после грехопадения, так и только под конец истории мира; важен лишь факт, что это должно произойти только однажды (Евр. 9:28). В первом случае цена греха была бы оплачена уже наперед; во втором случае произошло бы обратное. В торговых сделках также существует подобное: предоплата и оплата по получению. По Своей мудрости Бог установил „оптимальный момент". По этому поводу в Галатам 4:4 мы читаем: „Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего". Люди, жившие до явления Христа и соблюдавшие тогдашние Божьи указания ко спасению, так же спасены голгофской жертвой, как и те, которые родились после и приняли Евангелие (Евр. 9:15). Временной аспект совершенного для нас спасения поясняется в Рим. 5,8:

„Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками".

Во времена Авраама и Иова еще не было заповедей. Эти мужи поступали так, как подсказывала им совесть, и доверяли Богу. Это вменилось им в праведность (Рим. 4:3).

Во времена Давида уже существовали заповеди Синая. Они являлись мерою праведности пред Богом; за грехи приносились в жертву животные. Но жертвоприношения не могли изгладить грех (Евр. 10:4); они были лишь указанием на грядущую жертву в Иисусе. Вот почему Он охарактеризован как „Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира" (Иоан. 1:29). Лишь Он покрыл нашу вину. Мы живем во время уже совершившейся жертвы. Тем самым жертвоприношения отменены, и мы получаем прощение на основе свершившейся жертвы.


По закону Божиему возмездие за грех - смерть (Рим. 6:23). Если предположить, что на основе Евангелия Иисуса Христа во всей истории человечества покаялся бы только один человек, то и тогда смерть за него была бы ценой за грех. Автор разделяет мнение Г.Беццеля, что любовь Иисуса была столь велика, что Он отдал бы Себя на распятие и за одного кающегося грешника. Действенная же сила спасительного подвига Сына Божиего так велика, что охватывает всех людей. Вот почему Иоанн Креститель сказал: „Вот Агнец Божий, Который берет на себя грехи мира" (Иоан. 1:29). Прощение может принять всякий, кто этого желает. Следующее событие поможет нам уяснить себе это:

Зажиточный ирландский землевладелец преподал людям, занятым работой в его владениях, следующий оригинальный урок. Он распорядился повесить во всех местах своих обширных владений следующее объявление:

„В следующий понедельник я буду находиться с 10 до 12 часов в своей конторе. В течение этого времени я готов оплатить все долги своих работников. Следует лишь принести неоплаченные счета".

Такое необычное предложение стало пищей для толков в течение нескольких дней. Некоторые считали это злой шуткой, другие видели в этом какой-то подвох, так как еще никто до сего времени не предлагал подобного. Наступил назначенный день. К месту события прибыло множество людей. Точно в 10 часов прибывает хозяин и, не сказав ни слова, исчезает за дверью приемной. Никто не решается войти. Вместо этого обсуждается факт подлинности подписи и истинные мотивы шефа. Наконец, в 11.30 в приемную входят пожилые супруги. Муж, держа в руке пачку счетов, дрожащим голосом спрашивает, не оплачиваются ли тут долги. Над ним смеются: „До сих пор он еще никому не оплатил". Другие говорят: „Да никто еще и не попытался войти, но если он вам это сделает, то скорее приходите и скажите нам об этом". Старички решаются войти. Их приветливо встречают, подсчитывают их долги, и хозяин вручает им подписанный на общую сумму чек. Когда они, исполненные благодарности, уже хотят выйти из приемной, он говорит им: „Останьтесь, пожалуйста, здесь до 12 часов, пока я не закрою приемную". Старички говорят ему, что за дверями - масса людей, которые ждут их и желают знать, правда ли то, что написано в объявлении. Хозяин же остается непреклонен: „Вы поверили моему слову, то же самое должны сделать и остальные, если они желают избавиться от своих долгов". Предложение землевладельца относилось ко всем его работникам, у него было достаточно денег, чтобы погасить все долги. Однако, только долги этих пожилых супругов, поверивших его слову, были погашены. (Ф.Кениг, „Это касается тебя", стр. 99-103, в сокращении).

Таким же образом, смерти Иисуса достаточно для спасения всех людей: „Посему, как преступлением одного (=Адама) всем человекам осуждение, так правдою одного (=Иисуса) всем человекам оправдание к жизни" (Рим. 5:18). Весть о спасении направлена ко всем и может проповедоваться всем людям, спасенными же будут только те, которые доверятся Слову Иисуса и примут Его как личного Спасителя.


На основе крестной смерти Иисуса, Бог предлагает всем людям спасение, поэтому Павел мог так смело проповедовать в ареопаге: „Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает всем повсюду покаяться" (Деян. 17:30). Теперь не надо больше погибать под гнетом греха. Всякий грешник может быть помилован. Если даже Павел, который намеревался уничтожить христианскую церковь, был помилован, то тем более каждый из нас. Из двух разбойников, распятых по обеим сторонам Иисуса, спасся лишь тот, который признал свою вину. Другой же отверг покаяние и пренебрег Иисусом, и остался во грехах. Отсюда следует: Бог не дает распоряжения о всеобщей амнистии, но действует согласно тому, какое решение принимает каждый из нас:

„Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое" (Втор. 30:19).

„И народу сему скажи: так говорит Господь: вот, я предлагаю вам путь жизни и путь смерти" (Иер. 21:8).

Кто действительно стремится ко спасению, тот получит его, несмотря на многие ошибки: „Если будут грехи ваши как багряное, - как снег убелю" (Ис. 1:18). Можно сформулировать это еще и так: человек погибает не по причине греха, но по своей воле, т.е. из-за нежелания покаяться. В небесах Бог приготовил обители только для добровольцев, и там не будет принудительных поселенцев.


Этот вопрос задают очень часто, потому что он глубоко волнует нас, когда мы тревожимся о спасении наших близких. В действительности, здесь всплывает много вопросов: что будет с теми,

  • которые слышали об Иисусе Христе только поверхностно или искаженно?
  • которые в своих церквах слышали только проповеди касательно земных проблем социального или даже политического характера, и поэтому вообще отвернулись от христианства?
  • которые носили христианскую маску, но по сути своей были устремлены к другим целям, чем указанным в Библии?
  • которых мы безуспешно пытались евангелизировать, но не нашли к их сердцу правильного подхода, или они сами отвергли евангельскую весть?
  • которые были воспитаны в атеизме, либо в сектах с ложными учениями?
  • как обстоит дело с современной молодежью, которой в школе преднамеренно внедрили убеждение о недостоверности Библии и которая поэтому никогда в своей жизни больше не обращается к вопросам веры?
  • и, наконец, что будет с теми, кто не по своей вине никогда не имел возможности попасть под воздействие Евангелия?

Все эти вопросы привели многих к досужим размышлениям, и различные группы пришли к утверждениям, что после смерти возможно спасение, а то и вообще исключающие погибель. Приведем здесь лишь некоторые из многих противоречащих одно другому соображений:

1. Последователи учения о всепрощении утверждают, что в конечном итоге, после некоторого суда все без исключения спасутся: Гитлер и Сталин, масоны, нигилисты и спиритисты.

2. По мнению католиков, души умерших, еще нуждающихся в очищении, попадают в чистилище, прежде чем быть допущенными в небо. Это учение было особенно поддержано Августином и папой Григорием Великим. Допущение, что муки „страдающих в чистилище душ" можно сократить молитвами живых, привело в средние века к индульгенциям и дню поминовения усопших с молитвой об умерших.

3. Мормоны допускают заместительное (вместо умершего) крещение членов общины и, таким образом, спасение неверующих - даже из прошлых поколений.

4. Согласно учению свидетелей Иеговы, для людей, (кроме 144000 избранных), не существует ни неба, ни ада. Вместо вечного общения в небесах с Богом и Его Сыном Иисусом Христом, их приверженцам предусмотрена полностью обновленная земля. Остальные останутся в могиле, или же мертвые могут освободиться из нее путем так называемой „жертвы выкупа".

5. Новоапостольская церковь установила „служение мертвым", в результате чего назначенная ею же сфера служения ее апостолов должна распространяться и на мир мертвых. Передача спасительных даров из этого мира в потусторонний происходит через посредничество умерших апостолов, которые продолжают там свою „спасительную" деятельность.

6. Другие группы, в свою очередь, придерживаются учения, согласно которому верующие в Иисуса Христа попадают в небо, а неверующие, наоборот, будут окончательно истреблены, так что их больше не будет вовсе.

7. Другое мнение основано на выдержке из 1 Петра 3:18-20, из которой некоторые делают вывод о проповеди в царстве мертвых с целью спасения.

Люди с такими убеждениями пытаются - с самыми лучшими намерениями - дать надежду перечисленным выше группам людей. Однако все эти попытки ни к чему не приведут, поэтому спросим Того, Кто единственно может нам помочь: Бога и Его Слово. На основании библейских текстов убедимся, существует ли возможность спасения после смерти. Поскольку речь идет о постановке чрезвычайно важного вопроса, будем исходить из того, что Бог в Библии не оставил его без ответа (ср. с п. 5.2 Приложения). Только Писание поможет нам обнаружить лжеучения и найти истину.

1. После смерти - суд: В свете Библии все представления о том, что после смерти людям предоставляется возможность спасения, являются ложными огоньками мятущейся человеческой фантазии, „ибо человекам положено однажды умереть, а потом суд" (Евр. 9:27). Это касается как тех, которые в какой-то мере соприкоснулись с Божией властью, так и тех, которые никогда не слышали о ней: „Все мы предстанем на суд Христов" (Рим. 14:10). Суд этот Бог поручил Своему Сыну. Осуждено будет не то, что произошло в потустороннем мире, а только совершенное здесь: „Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое" (2 Кор. 5:10). Это судилище должны пройти все без исключения: верующие, равнодушные, свободомыслящие, совращенные, язычники... короче: вся Вселенная (Деян. 17:31).

2. Критерии суда: Божий суд нелицеприятен; никто не получит предпочтения или будет обойден (1 Пет. 1:17; Рим. 2:11). Бог ознакомил нас и с требованиями. Мы будем судимы исключительно по библейским стандартам: „Слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день" (Иоан. 12:48). Сделаем обзор важнейших критериев по Писанию:

а) По справедливости Божией: нам следует быть уверенными, что „Вседержитель не извращает суда" (Иов. 34:12), ибо Он есть Судья праведный (2 Тим. 4:8). У Него нет извращений и искажений, а лишь истина и справедливость: „Ей, Господи Боже Вседержитель, истинны и праведны суды Твои" (Отк. 16:7).

б) По мере нам доверенного: одинаковых людей нет, и каждому из нас даны разные обстоятельства жизни. Не евангелизированные язычники имеют лишь слабое познание Бога, а именно, через рассматривание творений (Рим. 1:20) и через свидетельство совести (Рим. 2:15) в отличие от тех людей, которые смогли услышать Евангелие. У богатого - другие возможности делать добро и содействовать распространению Евангелия по сравнению с бедным. Одаренный духовными талантами несет особую ответственность. Разница и в том, жил ли кто при диктатуре с многочисленными ограничениями или в свободной стране. Господь говорит в Евангелии от Луки 12:48: „И от всякого, кому дано много, много и потребуется; и кому много вверено, с того больше и взыщут".

в) По нашим делам: Бог знает дела каждого и „воздаст каждому по его делам" (Рим. 2:6). К делам относятся как совершенные поступки (Мат. 25:34-40), так и упущенные (Мат. 25:41-46). Дела всех людей заносятся в памятные книги Божии и являются критерием оценки на суде (Отк. 20:12-13).

г) По нашим плодам: все, что мы делаем во имя Иисуса (Лук. 19:13) - наше поведение, действия - Библия расценивает как непреходящий плод (Иоан. 15:16). Это основополагающий критерий суда (Лук. 19:16-27). Все мертвые дела сгорят (1 Кор. 3:15), тогда как „у кого дело устоит, тот получит награду" (1 Кор. 3:14).

д) По нашей любви: любовь - особый плод, ибо она - превыше всего (1 Кор. 13:13). Она есть исполнение закона (Рим. 13:10). Здесь имеется в виду, что мы сделали из любви к Иисусу (Иоан. 21:15), Следует отличать бескорыстную любовь от расчетливой: „Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда?" (Мат. 5:46). Фарисей Симон пригласил Иисуса к себе в дом, но он даже не дал Ему воды омыть ноги (Лук. 7:44). Грешница же драгоценным миром помазала Ему ноги. Она обрела прощение грехов, поэтому возлюбила Иисуса (Лук. 7:47). Любовь есть плод духа (Гал. 5:22); она имеет большое значение для вечности.

е) По нашим словам: по высказыванию Иисуса, наши слова имеют огромное значение в решении вопроса о вечности. Этот аспект суда мы, пожалуй, менее всего осознаем: "Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда; ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься" (Мат. 12:36-37).

ж) По нашей ответственности: ответственность заложена в нашей человеческой натуре от самого создания. Бог предоставил нам большую свободу, за которую мы сами несем ответственность, в том числе и за соблазн. И хотя непослушание Адама произошло не по его воле, а через искушение, ему пришлось нести за это ответственность. Поскольку совращение в вере приводит к погибели, библейские предостережения в этом случае особо серьезны (напр. Мат. 24:11-13; Еф. 4:14; Еф. 5:6; 2 Тим. 2:16-18). На этом основании не следует недооценивать пагубного влияния лжеучений.

з) По нашему отношению к Иисусу Христу: исход дела будет решать наше личное отношение к Сыну Божию: „Верующий в Сына имеет жизнь вечную; а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем" (Иоан. 3:36). Грех принес всем людям проклятие (Рим. 5:18). Единственным выходом из этого положения является наша связь с Христом: „Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу" (Рим. 8:1).

3. Приговор суда: по выше названным критериям каждый будет судим индивидуально. Ни один аспект жизни человека не останется незамеченным. Как гласит приговор? Человечество будет разделено на две части: „Входите тесными вратами; потому что широки врата и пройрранен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их" (Мат. 7:13-14).

Для нерешительных нет „золотой середины" или какогото нейтрального места пребывания между небом и адом. В конце - как видно уже в этой жизни - будут различаться лишь спасенные и погибшие. Одной группе Господь скажет: „Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира" (Мат. 25:34), а другие услышат: „Не знаю вас, откуда вы... отойдите от Меня" (Лук. 13:25.27). В последней группе находятся не только свободомыслящие и язычники, но и люди, знавшие благую весть Иисуса, но не служившие Ему в послушании. Они изумленно воскликнут: „Мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты" (Лук. 13:26).

4. Наша ответственность за последствия: Библия говорит, что после смерти не существует больше возможности спастись. Решение следует принять уже в этом мире, поэтому Господь Иисус говорит: „Подвизайтесь войти сквозь тесные врата!" (Лук. 13:24). На суде будут открыты книги Божии со всеми содержащимися в них подробностями о наших делах в этой жизни (Отк. 20:12). Блаженны те, чьи имена записаны в Книге Жизни. Нехристианские религии не имеют спасающей силы. Сколько спасется из числа тех людей, которые никогда не слышали Благой вести, но искали Бога (Деян. 17:27) и стремились к вечной жизни (Рим. 2:7), нам не известно. Нам же, слышавшим Евангелие, не будет извинения, и не избежим воздаяния (Евр. 2:3), если „вознерадим о спасении". Мы имели возможность спастись. Как приобрести спасение, подробно излагается в приложении ("К вопросу о подходе к Библии: обращение к Иисусу Христу").


Прежде всего, следует выяснить вопрос, с какого времени зародыш можно рассматривать как человека. Следуя секуляризованному духу времени, многие считают, что право решать этот вопрос отдано на произвол отдельных личностей или законодателей. Если же поискать более серьезные источники о начале человеческого естества, тогда мы найдем их в Библии. Индивидуальное становление человека происходит в момент слияния мужского семени с женской яйцеклеткой. В каждом случае развития зародыша речь идет о прямом вмешательстве Творца: „Ибо Ты устроил внутренности мои, и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это" (Пс. 138:13-14). Призвав Иеремию, Бог указывает на то, что задолго до его рождения Он рассматривал его как личность и избрал его для предназначенного ему дела: „Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя" (Иер. 1:5).

Итак: человек является с самого начала личностью и, по многочисленным выдержкам из Библии (напр. Лук. 16:19-31; Евр. 9:27), творением вечности, которое нельзя вычеркнуть из бытия.

Где же пребывает человек после прохождения долины смерти? Ответ однозначен для тех людей, которые слышали Благую весть и имели возможность обратиться. Воля Божия тоже однозначна: „Не медлит Господь исполнением обетования... но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию" (2 Пет. 3:9). Спасение и погибель поэтому зависят лишь от нашей воли. Нам предоставлена свобода: избрать небо или ад. Избрание пути зависит лишь от нашего решения (Втор. 30:19; Иер. 21:8).

Души, упомянутые в вопросе, однако, не располагают волей к принятию столь важного решения. В средние века возникло лжеучение, что души некрещенных детей после их ранней смерти идут в ад. Учение это явно не библейское, ибо оно утверждает, что крещение спасает младенцев. Главным свидетельством Библии является то, что не крещение, а вера в Господа Иисуса имеет спасающую силу (Деян. 16:31). При ответе на вышепоставленный вопрос разговор о крещении детей нам не поможет, ибо крещение неприменимо к жертвам абортов. Решение проблемы мы находим в Боге: „Истинно, Бог не делает неправды" (Иов. 34:12), ибо Его суды абсолютно праведны (Отк. 16:7) и проводятся без лицеприятия (1 Пет. 1:17; Рим. 2:11). Мы можем быть уверенными, что названные личности не являются добычей ада. Они не виновны в своей личной судьбе. Когда к Иисусу были приведены дети (по всей вероятности, и младенцы) и ученики не желали беспокоить Господа Иисуса после напряженного дня, то Иисус использовал эту возможность, чтобы подчеркнуть, что дети наследуют Царство Божие:

„Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие" (Мар. 10:14).



Сразу же поясним: спасение стало возможным не через Иуду, а через Иисуса Христа. Смерть Господа Иисуса была необходимой, чтобы совершилось спасение всех людей. Абсолютно безгрешный должен был вместо грешников претерпеть суд над грехом. Согласно плану Божьему Он „предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего" (Рим. 4:25).

В совершении распятия, от начала и до конца, участвовало много людей, как иудеев, так и римлян: синедрион (Мар. 14:64), собравшаяся толпа (Иоан. 19:7), Пилат (Мар. 15:15) и римские воины (Мар. 15:24). Иуда тоже, через предательство, принял в нем непосредственное участие. Это предательство было не результатом божественного принуждения, а проявлением его личной воли. То, что Господь Иисус предсказал действия Иуды (Иоанa. 13:21-30), и тот факт, что уже в Ветхом Завете пророчески детально говорится об этом (Зах. 11:12-13), свидетельствует о Божьем всеведении, но не о Его принуждении к предательству. Из библейских текстов нельзя однозначно понять мотивов действий Иуды. Г.Кемнер, основатель подготовительного центра в Крелинге, высказал предположение, что Иуда хотел создать такую критическую для Господа ситуацию, чтобы Он, наконец, продемонстрировал Свою силу Израилю. Согласно этим предположениям, Иуда не мог себе представить, что Иисус без сопротивления допустит Свою казнь. Хотя многие люди имели прямое отношение к смерти Иисуса, тем не менее не они являлись собственно ее виновниками, так как Иисус умер за грехи всего человечества. Каждый из нас причастен к смерти Иисуса, ибо „Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились" (Ис. 53:5).

Отречение Петра от Иисуса в присутствии служанки вполне сравнимо с предательством Иисуса Иудой. Существенное различие между ними состоит не в грехе, а в покаянии. Поскольку Петр раскаялся в своем грехе (2 Кор. 7:10: „печаль ради Бога"), ему было даровано прощение. Прощение было бы даровано и Иуде, если бы он искал его в надлежащем месте - у Иисуса. Однако Иуда не возвратился с раскаянием к своему Господу: „Впрочем, Сын Человеческий идет по предназначению; но горе тому человеку, которым Он предается" (Лук. 22:22).


Ввиду возрастающего загрязнения окружающей среды или угрозы возникновения войны при нынешнем все возрастающем военном потенциале, многие супружеские пары не желают больше иметь детей. В западной части ФРГ уровень роста населения так падает, что к концу 2000 года население с 61 миллиона уменьшится до 59. Совсем другого образа мыслей придерживался Лютер, когда он на вопрос, что бы он сделал сегодня, если бы завтра мир погиб, ответил: „Я бы посадил яблоньку."

Поставленный вопрос выражает сознание великой ответственности перед тем, что ожидает нас в вечности. Чтобы ответить на него, следует выяснить два вопроса: что говорит Библия о количестве детей в семье и как она отвечает на вопрос о спасении наших детей. Согласно Божиему творческому плану, мы созданы как муж и жена. Первое Божие повеление людям звучало так: „Плодитесь и размножайтесь!" (Быт. 1:28); оно никогда не было отменено. Способность производить потомство и рождать детей является для людей таким же Божьим даром, как и сами дети: „Вот наследие от Господа: дети; награда от Него - плод чрева" (Пс. 126:3). О многодетности говорится как об особом благословении: „Блажен человек, который наполнил ими (детьми) колчан свой!" (Пс. 126:5) „Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей. Так благословится человек, боящийся Господа!" (Пс. 127:3-4). Бог не только дарит нам детей (Быт. 33:5), Его желание, чтобы они воспитывались для Него:

„Итак положите эти слова Мои в сердце ваше и в душу вашу... и учите им сыновей своих, говоря о них, когда ты сидишь в доме твоем, и когда идешь дорогою, и когда ложишься, и когда встаешь" (Втор. 11:18-19).

Если мы последуем этому совету Бога, то не останемся без плода: „Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состареет" (Пр. 22:6). Поэтому пусть дети будут у нас желанными, ибо при таком воспитании они придут к вере и спасутся. Великое Божие обетование гласит: „Любящих Меня Я люблю, и (рано, усердно) ищущие Меня найдут Меня" (Пр. 8:17). У Бога особая любовь к молодым, обращающимся к Нему: „Я вспоминаю о дружестве юности твоей, о любви твоей, когда ты была невестою, когда последовала за Мною в пустыню, в землю незасеянную" (Иер. 2:2).

Как верующие, мы можем без боязни рождать детей, ибо вероятность, что они будут неспасенными, ни в коем случае не составляет 50:50; если мы их библейским образом воспитаем, то для них имеется Божие обетование. Опыт многих верующих семей подтверждает, что будучи наставлены в Библии с юного возраста, дети в дальнейшем избирали путь веры.


Учения о предопределении придерживались прежде всего Августин и Кальвин. Это учение исходит из того, что Бог заранее определил людей либо к вере, либо к неверию, к спасению или к погибели. Из-за этих двух имеющихся возможностей речь идет о „двойном предопределении". Посмотрим, что говорится об этом в Библии.

В ответах на предыдущие вопросы особо подчеркивалось значение воли человека в принятии им решений. При этом могло возникнуть впечатление, будто лишь человек является действующим лицом, тогда как Бог лишь пассивно созерцает. Это, однако, не соответствует свидетельству Библии. В Римлянам 9:16,18 мы читаем: „Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизащегося, но от Бога милующего. Итак, кого хочет, милуeт, а кого хочет, ожесточает". Здесь явно подчеркивается Божие действие. Таким образом, человек находится в независимой, свободно созидающей руке Творца, как глина в руке горшечника: „А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: зачем ты меня так сделал? Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?" (Рим. 9:20-21). Из этого ясно, что мы не имеем права претендовать на спасение. Свобода человека принять решение всегда сочетается со свободой избрания Богом. Мысль об избрании особо подтверждается следующими местами Библии:


Матфея 22:14: „Ибо много званых, а мало избранных".

Иоанна 6:64-65: „Но есть из вас некоторые неверующие. Ибо Иисус от начала знал, кто суть неверующие, и кто предаст Его. И сказал: для того-то и говорил Я вам, что никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего".

Ефесянам 1:4-5: „Так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа"

Римлянам 8:29-30: „Ибо, кого Он предузнал, того и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братьями; а кого Он предопределил, того и призвал; а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил"

Деяния 13:48: „Язычники, слыша это, радовались и прославляли слово Господне, и уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни"

Что касается библейского понимания избрания, то первостепенное значение имеют следующие аспекты:

1.Время: Избрание происходит некогда в прошлом, задолго до нашего существования: прежде создания мира (Еф. 1:4), до зачатия (Иер. 1:5) и от начала (2 Фес. 2:13).

2. Служение: Избрание всегда включает служение Богу. Так Бог, например, избирает Соломона для постройки храма (1 Пар. 28:10), колено Левия - на священническое служение (Втор. 18:5); Иисус избирает учеников на апостольское служение (Лук. 6:13; Деян. 1:2), Павел становится „избранным сосудом" для возвещения имени Господа язычникам (Деян. 9:15), а все верующие избраны для того, чтобы приносить плод (Иоан. 15:16).

3. Отсутствие лицеприятия: Избрание происходит не по человеческим заслугам и меркам. Бог особое внимание уделяет незначительному: Израиль - малочисленнeе всех народов (Втор. 7:7), Моисей - „человек не речистый" (Исх. 4:10), а члены христианских общин, в основном, не выдающиеся люди (1 Кор. 1:27-28).

4. Ко спасению, а не на погибель: Что угодно Богу - наше спасение или гибель? Его намерения ясно выражены в следующих словах: „Как пастух поверяет стадо свое в тот день, когда находится среди стада своего рассеянного, так Я пересмотрю овец Моих и высвобожу их из всех мест, в которые они были рассеяны в день облачный и мрачный" (Иез. 34:12). Цель Своего прихода на эту землю Иисус формулирует следующим образом: „Ибо Сын человеческий пришел взыскать и спасти погибшее" (Мат. 18:11). В Иисусе Бог Сам отправляется на поиски грешников, чтобы спасти их для вечной жизни. Божие желание спасения направлено ко всему человечеству: "Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины" (1 Тим. 2:4). Об этом желании Бога свидетельствуется и в 1 послании к Фессалоникийцам 5:9: "Потому, что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения чрез Господа нашего Иисуса Христа". Становится ясным: между спасением и избранием в Библии есть тесная, неразрывная связь; и наоборот, между проклятием и избранием мы такой связи не находим. Значит, Бог никого не избирает для проклятия. Бог ожесточает сердце фараона из-за его языческого упорства, но не потому, что он был предопределен к этому еще до своего рождения. Библия все время предупреждает, что бывает „слишком поздно", но предопределение к аду она нигде не утверждает. Казнив Иоанна Крестителя, Ирод превзошел все границы Божиего терпения, так что Иисус больше не отвечал на его вопросы (Лук. 23:8-9).

Итак: одновременно верно и то, и другое: Бог избирает людей для спасения; человек же поставлен перед ответственностью воспользоваться спасением. Когда блудный сын решил: „Встану, пойду к отцу моему" (Лук. 15:18), его отец побежал ему навстречу (Лук. 15:20). Когда мы принимаем спасение по своей свободной воле, тогда сбывается Божие обетование: „Любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение" (Иер. 31:3), и „Я избрал тебя прежде создания мира" (Еф. 1:4). Прежде чем мы принимаем Господа в свое сердце, Он уже давно принял нас. Бог ждет и ценит наше обращение к Нему, но оно было бы невозможно без Его милости (Рим. 9:16). Только Господу известно, у скольких людей взаимодействует Божие благоволение (Фил. 2:13) и свободная воля (Фил. 2:12).



Области науки поставлены границы, которые, к сожалению, слишком часто не принимаются во внимание. Область ее познания и объяснения включает лишь поддающиеся измерениям процессы видимого материального мира. Там, где их нельзя ни измерить, ни выразить в цифрах, наука становится бессильной. Естествознание, поэтому, не должно переступать свои границы, иначе оно перестает быть наукой и превращается в совокупность догадок и домыслов. Поэтому, наука не является источником информации, когда речь идет о происхождении мира и о его конце. На вопросы о потустороннем мире никакая наука не в состоянии дать нам ответ. Хотя наука не может сказать нам ничего определенного о существовании ада, все-таки есть особое место, где мы можем получить ясный ответ на наш вопрос. Это Голгофский крест, взирая на который мы осознаем реальность неба и ада. Крест - лучшее толкование Писания. Если бы все люди автоматически, как по конвейеру, могли бы попасть в небо, то был бы не нужен крест. Если бы существовала какая-нибудь религия или другой путь спасения, Бог не допустил бы, чтобы Его возлюбленный Сын проливал кровь на кресте. Крест ясно свидетельствует: ад действительно существует. На нем Господь Иисус сделал все, чтобы освободить нас от ада. Без Голгофы все мы были бы осуждены (Рим. 5:18). То, что произошло на кресте, можно выразить одной фразой: „На нем Божий Сын спасает нас от ада!" Для человечества не свершалось ничего более важного, чем то, что произошло на Голгофе. Господь Иисус настоятельно проповедовал о любви и милосердии, милости и справедливости, о небе, но с особой серьезностью Он говорил об аде, как о бездне, где „червь их не умирает и огонь не угасает" (Мар. 9:44), и как о месте „вечных мук" (Мат. 25:46). Очень настойчиво, со знанием реальности и желанием, чтобы никто туда не попал, Он предупреждает:


„Если же правый глаз соблазняет тебя, вырви его и брось от себя; ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было брошено в геену" (Мат. 5:29-30).

„Лучше тебе войти в жизнь без руки и без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный" (Мат. 18:8).




Сущность религий:
Существование Творца становится для всякого явным через рассматривание Его творений (Рим. 1:19-21). Со времен грехопадения совесть свидетельствует о том, что человек отдалился от Бога: „Они (=язычники) показывают, что дело закона написано у них в сердцах о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую" (Рим. 2:15). В своих мыслях и желаниях все народы искали восстановления этой связи с Богом и создали при этом различные религии. Слово религия происходит от латинского religio (=благочестие, добросовестность, страх Божий), которое является производным от глагола religiare (=связать, привязать). Эта связь, в сущности, во всех религиях характеризуется двумя отличительными чертами: некоторыми, придуманными людьми предписаниями (например, жертвенными ритуалами) и предметами с особым значением (например, фигуры Будды, молитвенные цилиндры, Кааба в Мекке). Религией можно считать все формы, посредством которых человек пытается умилостивить Бога и приблизиться к Нему. В Евангелии же, напротив, - Бог Сам идет навстречу людям. Вследствие этого мы не считаем библейский путь религией.

Ответ на вопрос.

Никакая религия не спасает, даже христианская. Существует лишь один Бог, а именно. Тот, Который создал небо и землю. Только Библия говорит об этом Боге, только Он может нам твердо сказать, что служит нам к спасению. Если бы какая-то религия была в состоянии спасти нас от погибели, Бог бы нам ее уже указал. Тогда крестная смерть Иисуса не была бы необходима. Поскольку же Голгофская жертва была принесена, она была необходима для спасения. Этим самым крест Христов является однозначным указанием на то, что не существовало другого, более простого средства для того, чтобы смыть наш грех перед святостью Божией. В смерти Иисуса на кресте Бог осудил наши грехи, так что нас спасает только личное обращение к Иисусу Христу и полная отдача своей жизни Ему. Во всех религиях человек должен спасать себя собственными усилиями; согласно Евангелию, Бог все совершил через Сына Своего единородного, а человек принимает спасение верою. Вот почему в Деяниях 4:12 так решительно заявляется: „Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись". Кроме Иисуса, нет другого пути к небу!

Все религии являются мерцающими миражами в пустыне падшего человечества. Погибающему от жажды не поможет мираж оазиса. Терпимость по отношению ко всем выдумкам людей также, в конечном счете, приведет к смерти (Пр. 14:12). Человеку нужна свежая вода. Библия совершенно ясно указывает на единственно существующий оазис, на единственный шанс спасения - на Иисуса Христа:


„Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня" (Иоан. 14:6).

„Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос" (1 Кор. 3:11).

„Имеющий Сына Божия имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни" (1 Иоан. 5:12).


Достойны уважения серьезность и усердие, с которым верующие мусульмане молятся. В этом плане многим христианам есть чему поучиться. Бог один, и Он не оставил нас, людей, в неведении о Себе: „Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках в последние дни эти говорил нам в Сыне..." (Евр. 1:1-2). Но представления людей о Боге очень различны в зависимости от восприятия откровения, традиционных представлений и собственных домыслов. В чем отличие образа Бога в Библии и в Коране?

Коран пересказывает и использует многие библейские истории, упоминает имена многих библейских персонажей, прямо ссылается на Библию иудеев и христиан, на Тору (закон), Забур (псалмы) и Инжил (Евангелие), и призывает их читать. Чтение Библии и Корана, объективное их сопоставление может открыть истины откровения Божиего. Эти истины не в традициях какой-либо религии, а в обретении личного общения с Богом.

Аллах - имя Бога в Коране. Имя Аллах - это арабская форма единственного числа от библейского имени Бога Элохим, являющегося формой множественного числа (см. вопрос "Что означает слово Бог - Б.О.Г.?"). По Корану Аллах - единый Бог, Он сотворил мир, Он являлся ветхозаветним патриархам и пророкам. Он послал Иисуса (в Коране Иса) на землю. С этой стороны Бог евреев, христиан и мусульман один Бог.

Уже в ветхозаветное время библейский Бог свидетельствует о Себе, как о единственном: „Я первый, и Я последний, и кроме Меня нет Бога" (Ис. 44:6); „Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня" (Ис. 43:11). Этот живой Бог есть Бог Авраама, Исаака и Иакова (Мат. 22:32); и Он жe Отец Иисуса Христа (Мар. 14:36; Еф. 3:14).

Ветхий завет - Библия евреев, Священное Писание иудейской религии - полностью перенят христианами и, вместе с Новым Заветом, включен в канон Библии. Ветхий и Новый Завет представляют собой единое откровение (подробнее смотри Приложение). Коран же, ссылаясь на Библию, и христианами и мусульманами противопоставляется Библии. Почему? Потому что Коран утерял и даже сокрыл многие важные библейские откровения. Это сказывается очень существенно на представлениях о Боге, о спасении и, это самое важное, о миссии Иисуса Христа (см. в разделе "Вопросы о спасении" вопросы "Почему Бог избрал...", "Как мог Иисус...", "Не было бы разумнее...", "Бог предлагает...").

Следует указать на следующие различия (эти различия во многом относятся и к другим религиям) между Аллахом и Богом Библии, Отцом Иисуса Христа:

1. Отношение между Богом и людьми: в исламе Бог вообще не открывает себя и остается недоступным. Постоянный возглас „аллаху акбар" - Бог все еще самый великий - означает, что с ним нельзя иметь никакого личного общения. Аллах всегда остается недоступным, потусторонним существом, похожим на восточного властелина, который возвышается над своими подчиненными настолько, что они не могут к нему приблизиться.

2. Отношение отец - сын: для мусульман-фундаменталистов такие понятия, как сыновство людей и отцовство Бога („Авва, Отче!", Рим. 8:15) не только непонятны, но считаются богохульством, т.к. Аллах категорически отрезан от этого мира.

3. Бог как человек: центральным событием библейской истории спасения является воплощение Бога в человеке Иисусе Христе. Бог не только был среди нас, но претерпел всю тяжесть греха, приняв смерть на кресте. Совершенное при этом спасение людей непостижимо для идейных систем других религий.

4. Божье милосердие и любовь: если Бог может проявлять милосердие по отношению к грешнику, то цена этому неимоверно велика: „Но ты грехами твоими затруднял Меня; беззакониями твоими отягощал Меня" (Ис. 43:24). Бог милосерд к нам, потому что Он искупил нас дорогой ценой (1 Кор. 6:20; 1 Пет. 1:19). Милосердие Аллаха по Корану ничего не стоит; оно произвольно.

5. Бог - наше упование: в других религиях немыслим Бог, дарящий прибежище, безопасность, мир, свободу и уверенность в спасении: „Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь... не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем" (Рим. 8:39). Ислам не мыслит ни самоуничижения Божиего вплоть до крестной смерти, ни Святого Духа, изливаемого в наши сердца, как и не допускает мысли о возвращении Иисуса в силе и славе.

Бог Корана и Бог Библии на словах во многом схожи, однако, при более тщательном исследовании откровения становится ясным, что различия между ними весьма велики. Магомет не признал Христа Сыном Божиим, не принял Его жертвы любви, спасения по благодати и жизни в Духе, чтобы снова дать людям закон, во всех отношениях подобный тому, который не могли исполнить израильтяне.

Безусловно истинный Бог видит жажду человеческой души, с которой она взывает к Всевышнему. Он слышит искренние молитвы, и с теми, кто искренне ищет и принимает откровение, поступает искренно..., "...а с лукавым - по лукавству его..." (Пс.17:26-27). Если человеку дано было полней познать и принять истину, но он, скрывая свой грех, отверг любовь Божию, то он этим ввергает себя во власть зла, и пожнет осуждение.



Уже некоторые характерные различия между религиями и Евангелием могут помочь нам выяснить истину:

1. Во всех религиях человек сам пытается достичь Бога, однако, ни один ищущий не может подлинно засвидетельствовать: „Я нашел личную связь с Богом, в моем сердце царит мир, мой грех прощен, я имею уверенность в спасении". В Евангелии Иисуса Христа Бог обращается к нам. Посредством креста Он прокладывает мост над пропастью греха и дарит нам спасение. Кто принимает его, тот может засвидетельствовать: „Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь... не может отлучить нас от любви Божией" (Рим. 8:38-39).

2. Ветхозаветние пророческие высказывания (например, Быт. 3:15; Чис. 24:17; Ис. 11:1-2; Ис. 7:14) исполняются буквально. Ни в какой религии нет подобных пророчеств, засвидетельствованных и исполняющихся.

3. Бог осудил все религии как идолопоклонство и волшебство (1 Кор. 6:9-10; Отк. 21:8). Ни одна из многочисленных религий не имеет в своей сути спасение. Если бы только существовала такая, которая могла бы спасти, то Иисус непременно порекомендовал бы ее нам и Ему не пришлось бы умирать мучительной смертью на кресте. Сын Божий, однако, пошел на крестную смерть, чтобы обрести единственную возможность спасения. Именно вследствие этого Он сказал: „Идите в мир, и расскажите это всем людям".

4. Бог подтвердил жертву Иисуса Христа Его воскресением из мертвых (Рим. 4:24-25). Его могила единственная в истории человечества, оставшаяся пустой: „Что вы ищите живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес" (Лук. 24:5-6). Все основатели религий умерли и мертвыми остались. Только Иисус мог сказать: „...Я живу, и вы будете жить" (Иоан. 14:19).

5. Во всех религиях человек пытается спастись собственными действиями. Евангелие же является деянием Божиим (Ис. 43:24(б); Иоан. 3:16). К спасению, совершенному на Голгофе, человек ничего не может добавить.

6. Религии исходят из ложного представления о человеке и также дают ложное представление о Боге. Только Библия реально показывает, кто мы есть, и кто есть Бог. Сами по себе мы не можем изменить себя настолько, чтобы Бог был доволен нами, так как мы „лишены славы Божией" (Рим. 3:23).

7. Ни в одной религии Бог не сходит с неба, чтобы спасти людей. В Иисусе Бог стал человеком: „И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как единородного от Отца" (Иоан. 1:14).

Иисус Христос, таким образом, не является альтернативой религии. Он является отказом от нее и ее отвержением. Он - единственный путь домой - в отчий дом Божий (Иоан. 14:6).


Наша жизнь существует не потому, что мы являемся результатом эволюционного развития, а потому что Богу угодно было создать людей. Библия нигде не сообщает причины сотворения человека типа: Бог был одинок; деятельность доставляла Богу радость; Бог желал иметь собеседника, или Бог хотел создать творение, чтобы любить его. В Бытие 1:26-27 говорится о желании Бога сотворить человека и о выполнении этого решения: „И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему... и сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их". Это значит, что мы желанные существа. Следовательно, мы не являемся ни „космическими бездельниками" (Ф. Ницше), ни „бродягами на краю Вселенной" (Ж. Аоно), ни какими-то выродками из мира животных, а являемся непосредственным результатом Божиего творческого акта. Далее Библия говорит, что Бог возлюбил нас: „Любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение" (Иер. 31:3), или: „Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную" (Иоан. 3:16). Эта цитата указывает и на то, что мы предназначены для вечной жизни.


Поиск по сайту

Форма входа

Статистика

Поиск по Библии

Облако тегов

Новости

Яндекс.Метрика